СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Инкклюзивное образование : плюсы и минусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об инклюзивном образовании

Просмотр содержимого документа
«Статья "Инкклюзивное образование : плюсы и минусы"»


КОУ ВО «Землянская школа-интернат дл обучающихся с ОВЗ»












Доклад на тему :



« Инклюзивное образование в школе»






Подготовила :

воспитатель Сафонова Н.В.











2019г.




29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ ,который нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. В 2008 году Российская Федерация подписала международную «Конвенцию о правах Инвалидов». Участники Конвенции (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа образования. Для реализации этой программы без дискриминации и на основе равенства возможностей вводится инклюзивное образование на всех уровнях образования.

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды учеников в классе. Актуальность выбранной темы проекта заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существуют экспериментальные площадки, где внедряется такая формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Цель проекта – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.

Задача проекта – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

На сегодняшний день существует немало проблем по внедрению данного проекта . Одна из них-принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют около 8 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться.

С какими же категориями детей с ограниченными возможностями здоровья предстоит работать педагогическому коллективу, специалистам -дефектологам ,медицинским и другим работникам массовой школы?

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей.

1.Дети с нарушениями слуха и зрения.

Глухие, слабослышащие,

Слепые, - слабовидящие дети.

2. Умственно отсталые дети и дети с ЗПР.

- Умственно отсталые: олигофрении и деменции.

- Задержка психического развития ( ЗПР)

(незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, повышенная двигательная и речевая активность)

Дети с ЗПР делятся на 4 группы:

а) Первый тип - ЗПР конституционального происхождения(ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития.)

б) Второй тип - соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети.

в) Третий тип -ЗПР психогенного происхождения .(Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы).

г) Четвертый тип ЗПР церебрально-органического происхождения.

3. Дети с ТНР (логопаты).

- нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

- нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

4. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы –ДЦП.

5. Дети с комбинированными дефектами .

(дети со смешанными (сложными) дефектами: - умственно отсталые неслышащие или слабослышащие дети; - умственно отсталые слабовидящие или незрячие дети; - слепоглухонемые дети и т. п.)

6. Дети с искаженным развитием - психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

Я думаю , что педагоги специальных (коррекционных ) школ, которые работают с данными категориями детей задаются вопросом : «А сможет ли массовая школа принять таких детей? И не возникнет ли больше «минусов» , чем «плюсов» при совместном обучении этих детей?».

Поступая в 1 класс массовой школы ,дети имеют возраст 6,5-7 лет. К этому времени

они обладают уже практически сформированным характером, сложившимся мировоззрением ,можно сказать ,что это во многом уже сформировавшаяся личность. К сожалению ,последние несколько десятилетий в обществе происходит переоценка ценностей .Нравственные основы воспитания закладываются далеко не в каждой семье. Гуманные , толерантные отношения к окружающим людям не прививаются к детям.

Да и многие родители далеки от этих ценностей .На первое место ставится достаток ,обеспеченность семьи ,а не духовно-нравственные ориентиры, которые складывались в нашей стране веками. Также в стране происходит разделение общества на имеющих более высокий достаток и низкий. Взрослея, дети становятся всё более консервативнее и делят своих сверстников и окружающих на обеспеченных в материальном плане(наличие дорогой ,модной одежды ,смартфонов ,ноутбуков и т. д) и детей ,семьи которых имеют низкий материальный уровень и не способны всем этим обеспечить своих детей. Даже в этом плане происходит разделение детей как в одном классе ,так и во всей массовой школе. Готовы ли дети массовой школы принять ,найти общий язык с детьми ,которые отличаются от них по физическим и физиологическим параметрам? И смогут ли дети с ОВЗ не чувствовать дискомфорт ,находясь со здоровыми детьми?

Я проработала в массовой школе 23 года учителем русского языка и литературы. Поэтому мне хорошо знакома система обучения и воспитания в массовой школе. Сейчас я работаю воспитателем в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ VIII вида.

В нашей школе обучаются дети:

1.с нарушениями слуха и зрения;

2. умственно отсталые дети и дети с ЗПР;

3. дети с ТНР (логопаты);

4.Дети с комбинированными дефектами.

Все эти дети испытывают трудности в общении. Одна из причин – низкий уровень развития речи. Речь у таких детей появляется значительно позже, и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов. Нарушения речевого высказывания способствуют возникновению речевого негативизма, замкнутости. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Дети с нарушением познавательной деятельности затрудняются анализировать ситуации общения, использовать речевой опыт в той или иной ситуации. Также ещё одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональная сфера ребёнка развита слабо, а оценка ситуаций неадекватна, что влияет на общение с детьми и педагогами.

Детям с ОВЗ в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач обучения и воспитания-научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него, и особенно – школьное обучение. Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам. Так, для одних учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. У других школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев – неадекватные. У третьих не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки. Однако всем детям, принадлежащим любой клинической группе, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцирован- ность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

Основное направление школы -это трудовое обучение и допрофессиональ- ная подготовка. В школе не изучаются такие предметы ,как физика ,химия, так как у данных детей нарушены ориентировки в пространстве и времени, слабо развито логическое мышление.

И всё-таки ,по моему мнению, в школе есть определённая группа детей, которая могла бы обучаться в инклюзивной образовательной среде. Ознакомившись с дополнительной литературой ,опытом работы некоторых экспериментальных площадок по внедрению детей с ОВЗ в инклюзивную образовательную среду, а также используя свой опыт общения с этими детьми, я думаю ,можно выбрать следующие пути.

1.Здоровые дети и дети с ОВЗ должны начать общение ,познание друг

друга , как можно раньше, пока ещё до конца не сформирован интеллект, нет устоявшихся стереотипов(т.е. в дошкольном учреждении , в возрасте примерно трёх лет).Соотношение детей в группе должно быть по возможности примерно пропорционально. Но до этого должна быть проведена большая разъяснительная работа с родителями этих категорий детей.

2.В таком же составе продолжить обучение в школе в одном классе. Но дети с ОВЗ должны заниматься по адаптированной программе.

3.Если совместное обучение не принесёт ожидаемых результатов, то наиболее правильным будет объединять этих детей только на уроках

пения ,рисования ,технологии.

4.Создать условия для общения только на внеклассных мероприятиях (совместная подготовка праздников, участие в доступных конкурсах, викторинах и т.д.)

В дошкольном и школьном обучении детей с ОВЗ обязательно должен сопровождать тьютор. А также с детьми постоянно работают педагоги-дефектологи .Необходимое условие для детей с ОВЗ-наличие группы продлённого дня ,где тьютор, педагог помогают выполнять домашнее задание ,а также разъяснить непонятый материал.

Большое значение при обучении ,развитии и воспитании детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве ,конечно ,имеет профессионализм , подготовленность педагога ,умение создать на уроке «ситуацию успеха», заставить детей поверить в свои силы. В его задачу будет входить правильно подобрать и дифференцировать дидактический материал. Это отдельная тема .Обязательно должны быть созданы специальные курсы повышения квалификации для таких педагогов.

Важным моментом в системе инклюзивного образования, конечно, являются педагогические технологии .

В заключении хотелось бы сказать ,что главное в вопросах обучения развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде необходимо придерживаться

принципа : «Не навреди как детям с ОВЗ , так и здоровым детям».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!