СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Интерактивная доска на уроке как инновационный ресурс учебного занятия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Интерактивная доска на уроке как инновационный ресурс учебного занятия"»

Урок в координатах современности.

Инновационные ресурсы учебного занятия

в условиях реализации ФГОС.


Интерактивная доска на уроке

как инновационный ресурс учебного занятия.


Л.А. Веселова,

преподаватель ОД «Физика, химия и биология»

Федеральное государственное казенное

общеобразовательное учреждение

«Севастопольское президентское кадетское училище»

г. Севастополь


Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём этом многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Для реализации требований, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым и современным!

Достижение образовательного результата, определенного ФГОС, возможно при реализации системно-деятельностного подхода. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса, где преподаватель и обучающийся становятся партнерами. Главное для преподавателя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции воспитанника – активный деятель, который становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Важнейшей задачей, стоящей перед преподавателем, является пробуждение обучающихся к познанию, для чего наиболее важным становится умение преподавателя использовать ту или иную образовательную технологию.

Инновационными ресурсами учебного занятия являются, прежде всего, инновационные технологии в образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые обучающиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Современный урок отличается от традиционного использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, работа с интерактивной доской. К инновационным технологиям обучения относят компьютерные и интерактивные технологии обучения.

Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность, которые также являются инновационными ресурсами занятия.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках химии, я использую технологию личностно-ориентированного обучения на каждом уроке, широко применяя ИКТ. Сегодня невозможно представить себе урок без современных ТСО, таких как компьютер и интерактивная доска, а также интернет-ресурсов. Интерактивная доска является главным помощником преподавателя в учебном процессе. Я использую ее на каждом этапе урока. Например, на этапах повторения домашнего задания или актуализации знаний мы с воспитанниками играем в «Прямое попадание», повторяя определенные понятия и термины осуществляем командное соревнование – команда «Кадеты» против команды «Преподаватель». Суть данного соревнования сводится к тому, что если воспитанники не могут ответить или дают ошибочное определение понятия, то преподаватель проговаривает сам требуемое определение. Дух соревнования поддерживает устойчивый интерес к изучению предмета. Вышеописанные упражнения представлены в виде таблицы на интерактивной доске, которая заполняется в процессе выполнения задания.

На этапе изучения нового содержания невозможно переоценить возможности интерактивной доски. Заранее подготовленный материал можно скрыть «шторкой» и по мере изучения частично открывать его, тем самым опять-таки поддерживая стойкий интерес воспитанников к изучению темы. В реальном времени вместе с обучающимися можно создавать всевозможные схемы, диаграммы, таблицы, опорные конспекты и работать с ними на уроке, что непременно нравится современным детям, свободно владеющим различной компьютерной техникой. Интерактивная доска в режиме он-лайн позволяет пользоваться обширными интернет-ресурсами, предоставляя справочную информацию и яркую наглядность.

На этапах закрепления и рефлексии можно использовать такие приемы работы с доской, как перемещение объектов в упражнениях на соответствие, заполнение пропусков в предложениях текстом или картинками, оформление кластеров, выполнение интерактивных заданий, а также и таких, как «Что лишнее», установить в правильной последовательности и т.д.

А самым простым применением интерактивной доски на уроке является работа в интерактивной презентации, которую можно использовать неоднократно.

При изучении темы «Кислоты» я провела небольшое исследование, суть которого сводилась к следующему. В одном классе я излагала новый учебный материал, используя ИКТ, в частности материал урока основывался на работе с интерактивной доской, а в другом классе было традиционное изложение данной темы. По окончании эксперимента мною были сделаны следующие выводы: на уроке, используя интерактивную доску, обучающиеся с неизменным интересом работали на каждом этапе урока, были активными участниками учебного процесса, взаимодействуя друг с другом и преподавателем, при этом мыслительная деятельность была на довольно высоком уровне. Урок прошел в благоприятной обстановке при позитивной мотивации к изучению данной темы. В параллельном классе активность воспитанников снизилась уже в начале основного этапа изучения нового содержания, было трудно удерживать внимание кадет. Как результат данного эксперимента – более высокий уровень качества знаний в первом классе, где применялись ИКТ.

Мы живем во времена глобальных перемен в мире и обществе, которые неотделимо связаны с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций. И как следствие этого стало возможным создание совершенно нового информационно-образовательного подхода к системе образования. Современным детям недостаточно традиционно излагать в виде лекций новый материал по предметам, опираясь исключительно на процесс восприятия, внимание и память, им необходима красочная наглядность, коммуникативное взаимодействие, что позволяет развивать творческое, критическое и продуктивное мышление и поведение, а также решать сложные проблемы на основе анализа конкретных ситуаций. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют ключевое значение на всех уровнях образовательной системы. С их помощью возможно формирование творческого нешаблонного мышления, развитие умения самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, максимальное раскрытие детских природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики. Использование ИКТ позволяет преобразовывать характер умственной деятельности, значительно ускорить процесс поиска и передачи информации.

Интерактивная доска позволяет использовать на уроке электронные образовательные ресурсы, главными качествами которых являются:

- свободный доступ к любому источнику информации,

- оперативность в обновлении информации,

- красочный мир мультимедиа,

- яркая наглядность и творческий стиль работы.

Таким образом, внедряя и применяя информационно-коммуникативные технологии, в частности работая с интерактивной доской, можно сказать, что само обучение и образование в целом становятся инновациями, делая образовательный процесс более интересным и насыщенным.

Используемые источники информации:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!