СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"Интерактивные формы обучения, применяемые на занятиях по подготовке к экзамену по физике в формате ОГЭ"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит полное описание интерактивных методов обучения при подготовке к ОГЭ по физике. Приведены примеры заданий 

Просмотр содержимого документа
«Статья"Интерактивные формы обучения, применяемые на занятиях по подготовке к экзамену по физике в формате ОГЭ"»

Краснодарский край Каневской район ст. Стародеревянковская

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 им. В. И. Данильченко

Муниципального образования Каневской район








Автор статьи: учитель физики

Высшей категории

Иванова Лариса Анатольевна








Интерактивные методы обучения при подготовке учащихся

к сдаче экзамена по физике





















Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля знаний с учетом дифференцированного подхода к оценке качества образования. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

Целью системы оценки качества образования является - получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами.

Свою работу по организации проведения занятий по подготовке к успешной сдаче экзамена я планирую на один учебный год – полностью 9 класс. Идеальный вариант- проведение факультатива по физике в 8 классе. В таком случае быстрей производится отбор учащихся с явным интересом к углубленному изучению физики, ребят способных к этому и просто тех, кто желает заниматься физикой по разным причинам. Не критично, если это даже слабые ученики. В запасе целый год на оценивание своих возможностей.

Основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь ежегодно  скрыты в сложности грамотно систематизировать повторение пройденного материала. Причиной является разный уровень подготовки учащихся одного класса, которые так же отличаются от своих предшественников. В частности, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с физикой. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только собственно умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, и умение правильно распорядиться отведенным на экзамен временем, и способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями.

Планируя занятия по подготовке к экзамену, я опираюсь следующие учебные задачи:

  • ликвидация пробелов по основным темам курса физики;

  • отработка физических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;

  • формирование навыка оформления экзаменационных работ;

  • выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена;

  • разработка средств диагностики усвоения старшеклассниками составляющих учебно-познавательной компетенции по физике.


Подготовка для учителей и учеников начинается с изучения структуры ОГЭ, в ней содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение по содержательным (механика, электричество, оптика, атомная физика и т.д.) линиям. Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.

Анализ работ учащихся прошлых лет, указывает на следующие проблемы:

  • неумение выполнять операции с переводом единиц  измерения;

  • низкий процент верно решивших количественные и качественные задачи, а большинство вообще не приступали к решению этих задач;

  • большое затруднение в выполнении практических заданий ;

  • проблемы оформления решений в заданиях с развернутым ответом: многословность пояснения очевидных фактов, небрежность работы с формулами, ошибки при математических расчетах.


Подготовка к итоговому контролю, как правило, предполагает повторение большого объема предметного материала. Это необходимо учитывать при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к контрольной проверке. Такая работа должна проводиться в несколько этапов.

I этап – выявление дефицита в знаниях школьников и составление своеобразной индивидуальной программы повторения.

II этап – работа над ошибками, закрепление пройденного материала.


Ученики, которые выбрали для сдачи ГИА предмет физика, это, зачастую дети с выраженным интересом к познавательной деятельности в области техники, математики, расчета и эксперимента. Задача учителя- не дать погаснуть этому огоньку, побудить данного ученика к активной работе, заразить решением задачи, постановкой опыта, разработкой проекта. Занятия для таких ребят должны стать поощрением их выбора в пользу вашего предмета.

Чтобы занятия по подготовке к итоговой аттестации не были скучной и однообразной обязанность для учителя и учеников, я стараюсь сделать их более интересными, продуктивными, насыщенными. Для этого использую различные методы и формы организации интерактивного обучения . При этом при изучении каждой конкретной темы или предмета можно использовать разные интерактивные формы обучения и методы или их комбинацию:

  • Мастер-классы — интерактивные занятия, на которых ученик получает знания и навыки в формате практической работы.

  • Интерактивные вебинары — тип занятия, который соединяет в себе традиционную лекцию и такие способы взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов.

  • Решение кейсов — в этом методе интерактивного обучения берётся конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения.

  • Голосования, опросы — обсуждения, в ходе которых ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.

  • Мозговой штурм — метод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений

Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать задания.

Рассмотрим наиболее интересные из них:

  • Интерактивный урок.

Главная цель интерактивного урока - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Применяю при выполнении экспериментального задания (17). Например: ролевая игра «Научная лаборатория»

  • Метод дискуссий

Применяются при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся используется методика учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы.

Применяю на занятиях, где решаем задачи с кратким ответом, умение работать с текстом физического содержания

  • Групповое обучение

Работа в группах и парах применяется при решении задач, отработки алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи; осмысление содержания задачи, Плюс этой работы заключается в том, что более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.

Применяю при решении задач с развернутым ответом, в которых необходимо представить решение задач или ответ в виде объяснений с опорой на изученные явления или законы (задания 23-25)


  • Метод проектов

Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Использую при решении качественных и расчетных задач (16, 17, 18, 19). Однотипные задания выбираю из разных вариантов, предлагаю выполнить их ребятам заранее, Итоговое занятие: «научно-практическая конференция»,где каждый ученик защищает свое решение задачи, отстаивает свою точку зрения, в дискуссии, спорах определяем истинное решение.

  • Метод погружения

Используется на основе погружения в среду, приближенную или виртуально, напоминающую среду, где возможно использование конкретных знаний

Использую на занятии где выполняем задание на понимание принципа действия технического устройства. Заранее готовлю «ситуации», решение которых приводит к изучению технического устройства: например ситуация с взвешиванием и расчетом за покупку в магазине, имитация «короткого замыкания», причиной которого стало незнание правил включения измерительного прибора в электрическую цепь.

Можно использовать при решении задач на определение К.П.Д. Если в качестве опорных величин показать масштабное представление затраченной и полезной работы, в которых дети часто «путаются», они быстрей начнут запоминать эти соотношения.


применение ИКТ:

  • компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения;

  • электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гиперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами;

  • создание слайдов с текстовым изображением. Работа с использованием Интернет-сайтов.

Анализ обстановки в процессе подготовки к экзамену остается прежним: мониторинг результатов входного промежуточного и итогового среза знаний. Срезовые проверочные работы я провожу не менее четырех раз за время подготовки. На начальном этапе задания отбираются по темам следующий этап это решение групп заданий по виду. И последние две работы желательно провести в полном объеме после изучения на уроках физики тем входящих в содержание ГИА-9.

Ожидаемый результат :

- создание условий для повышения уровня обученности;

- повышение качества знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации;

- повышение уровня мотивации учащихся к учебной работе;

- снижение уровня психологической напряжённости ученика и учителя;

- создание эффективной системы работы учителя по подготовке учащихся  к итоговой  аттестации по физике;

- появление возможности для профессиональной самореализации.

Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами перспективы поступления в учебные заведения.

Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».































Список литературы


  1. Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org

  2. Громцева  О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник "Физика. 9 класс". - М.:  Экзамен, 2014. - 176 с.

  3. ОГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты /под.ред.

Е.Е. Камзеевой.-М.:Издательство «Национальное образование», 2021.-352с.: ил. – ОГЭ. ФИПИ-школе).

  1. Государственное казенное учреждение краснодарского края: центр

оценки качества образования. URL:http://www.gas.kubannet.ru

  1. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: ОГЭ выпускников 9-х классов. URL:  http://www.1.ege.edu.ru 

  2. Подготовка к ГИА в учебном центре "Резольвента": Демонстрационные варианты  ОГЭ по физике. URL: http://www.resolventa.ru

  3. Психологос: энциклопедия практической психологии. URL:http://www.psychologos.ru.

  4. Словопедия: толковый словарь Ушакова. URL: http://www.slovopedia.com

  5. Федеральный институт педагогических измерений: ОГЭ г. URL:  http://fipi.ru

  6. Яндекс словари: Большая советская энциклопедия.  URL: http://slovari.yandex.ru.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!