Краснодарский край Каневской район ст. Стародеревянковская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 им. В. И. Данильченко
Муниципального образования Каневской район
Автор статьи: учитель физики
Высшей категории
Иванова Лариса Анатольевна
Интерактивные методы обучения при подготовке учащихся
к сдаче экзамена по физике
Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля знаний с учетом дифференцированного подхода к оценке качества образования. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.
Целью системы оценки качества образования является - получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами.
Свою работу по организации проведения занятий по подготовке к успешной сдаче экзамена я планирую на один учебный год – полностью 9 класс. Идеальный вариант- проведение факультатива по физике в 8 классе. В таком случае быстрей производится отбор учащихся с явным интересом к углубленному изучению физики, ребят способных к этому и просто тех, кто желает заниматься физикой по разным причинам. Не критично, если это даже слабые ученики. В запасе целый год на оценивание своих возможностей.
Основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь ежегодно скрыты в сложности грамотно систематизировать повторение пройденного материала. Причиной является разный уровень подготовки учащихся одного класса, которые так же отличаются от своих предшественников. В частности, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с физикой. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только собственно умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, и умение правильно распорядиться отведенным на экзамен временем, и способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями.
Планируя занятия по подготовке к экзамену, я опираюсь следующие учебные задачи:
ликвидация пробелов по основным темам курса физики;
отработка физических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
формирование навыка оформления экзаменационных работ;
выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена;
разработка средств диагностики усвоения старшеклассниками составляющих учебно-познавательной компетенции по физике.
Подготовка для учителей и учеников начинается с изучения структуры ОГЭ, в ней содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение по содержательным (механика, электричество, оптика, атомная физика и т.д.) линиям. Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.
Анализ работ учащихся прошлых лет, указывает на следующие проблемы:
неумение выполнять операции с переводом единиц измерения;
низкий процент верно решивших количественные и качественные задачи, а большинство вообще не приступали к решению этих задач;
большое затруднение в выполнении практических заданий ;
проблемы оформления решений в заданиях с развернутым ответом: многословность пояснения очевидных фактов, небрежность работы с формулами, ошибки при математических расчетах.
Подготовка к итоговому контролю, как правило, предполагает повторение большого объема предметного материала. Это необходимо учитывать при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к контрольной проверке. Такая работа должна проводиться в несколько этапов.
I этап – выявление дефицита в знаниях школьников и составление своеобразной индивидуальной программы повторения.
II этап – работа над ошибками, закрепление пройденного материала.
Ученики, которые выбрали для сдачи ГИА предмет физика, это, зачастую дети с выраженным интересом к познавательной деятельности в области техники, математики, расчета и эксперимента. Задача учителя- не дать погаснуть этому огоньку, побудить данного ученика к активной работе, заразить решением задачи, постановкой опыта, разработкой проекта. Занятия для таких ребят должны стать поощрением их выбора в пользу вашего предмета.
Чтобы занятия по подготовке к итоговой аттестации не были скучной и однообразной обязанность для учителя и учеников, я стараюсь сделать их более интересными, продуктивными, насыщенными. Для этого использую различные методы и формы организации интерактивного обучения . При этом при изучении каждой конкретной темы или предмета можно использовать разные интерактивные формы обучения и методы или их комбинацию:
Мастер-классы — интерактивные занятия, на которых ученик получает знания и навыки в формате практической работы.
Интерактивные вебинары — тип занятия, который соединяет в себе традиционную лекцию и такие способы взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов.
Решение кейсов — в этом методе интерактивного обучения берётся конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения.
Голосования, опросы — обсуждения, в ходе которых ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
Мозговой штурм — метод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений
Цель интерактивного обучения - создание условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать задания.
Рассмотрим наиболее интересные из них:
Главная цель интерактивного урока - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Применяю при выполнении экспериментального задания (17). Например: ролевая игра «Научная лаборатория»
Применяются при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся используется методика учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы.
Применяю на занятиях, где решаем задачи с кратким ответом, умение работать с текстом физического содержания
Работа в группах и парах применяется при решении задач, отработки алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи; осмысление содержания задачи, Плюс этой работы заключается в том, что более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.
Применяю при решении задач с развернутым ответом, в которых необходимо представить решение задач или ответ в виде объяснений с опорой на изученные явления или законы (задания 23-25)
Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.
Использую при решении качественных и расчетных задач (16, 17, 18, 19). Однотипные задания выбираю из разных вариантов, предлагаю выполнить их ребятам заранее, Итоговое занятие: «научно-практическая конференция»,где каждый ученик защищает свое решение задачи, отстаивает свою точку зрения, в дискуссии, спорах определяем истинное решение.
Используется на основе погружения в среду, приближенную или виртуально, напоминающую среду, где возможно использование конкретных знаний
Использую на занятии где выполняем задание на понимание принципа действия технического устройства. Заранее готовлю «ситуации», решение которых приводит к изучению технического устройства: например ситуация с взвешиванием и расчетом за покупку в магазине, имитация «короткого замыкания», причиной которого стало незнание правил включения измерительного прибора в электрическую цепь.
Можно использовать при решении задач на определение К.П.Д. Если в качестве опорных величин показать масштабное представление затраченной и полезной работы, в которых дети часто «путаются», они быстрей начнут запоминать эти соотношения.
применение ИКТ:
компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний обучающихся и использование на этапе закрепления и повторения;
электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гиперссылками, анимацией, речью диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами;
создание слайдов с текстовым изображением. Работа с использованием Интернет-сайтов.
Анализ обстановки в процессе подготовки к экзамену остается прежним: мониторинг результатов входного промежуточного и итогового среза знаний. Срезовые проверочные работы я провожу не менее четырех раз за время подготовки. На начальном этапе задания отбираются по темам следующий этап это решение групп заданий по виду. И последние две работы желательно провести в полном объеме после изучения на уроках физики тем входящих в содержание ГИА-9.
Ожидаемый результат :
- создание условий для повышения уровня обученности;
- повышение качества знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации;
- повышение уровня мотивации учащихся к учебной работе;
- снижение уровня психологической напряжённости ученика и учителя;
- создание эффективной системы работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике;
- появление возможности для профессиональной самореализации.
Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами перспективы поступления в учебные заведения.
Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
Список литературы
Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org
Громцева О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник "Физика. 9 класс". - М.: Экзамен, 2014. - 176 с.
ОГЭ. Физика: типовые экзаменационные варианты /под.ред.
Е.Е. Камзеевой.-М.:Издательство «Национальное образование», 2021.-352с.: ил. – ОГЭ. ФИПИ-школе).
Государственное казенное учреждение краснодарского края: центр
оценки качества образования. URL:http://www.gas.kubannet.ru
Официальный информационный портал единого государственного экзамена: ОГЭ выпускников 9-х классов. URL: http://www.1.ege.edu.ru
Подготовка к ГИА в учебном центре "Резольвента": Демонстрационные варианты ОГЭ по физике. URL: http://www.resolventa.ru
Психологос: энциклопедия практической психологии. URL:http://www.psychologos.ru.
Словопедия: толковый словарь Ушакова. URL: http://www.slovopedia.com
Федеральный институт педагогических измерений: ОГЭ г. URL: http://fipi.ru
Яндекс словари: Большая советская энциклопедия. URL: http://slovari.yandex.ru.