СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Искусство речи воспитателя как источник формирования общекультурных компетенций в рамках требований профессионального стандарта педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросу обучения педагогов искусству речи как необходимому условию для формирования общекультурных компетенций в свете реализации профессионального стандарта педагога

Просмотр содержимого документа
«Статья "Искусство речи воспитателя как источник формирования общекультурных компетенций в рамках требований профессионального стандарта педагога»

Международная научно-практическая конференция

«Новые цели и ценности образования»,

г. Москва ГБОУ Школа № 641 имени С. Есенина





УДК 37.01

Искусство речи воспитателя как источник формирования общекультурных компетенций в рамках требований профессионального стандарта педагога


Кузьминых Елена Леонидовна

учитель-логопед, ЦРР МАДОУ д/с № 587, г. Екатеринбург, Россия

E-mail: [email protected]


Аннотация. Автор освещает вопрос обучения педагогов искусству речи как условию необходимому для формирования общекультурных компетенций в период модернизации образования, предлагает рассматривать речь как искусство говорения.

Ключевые слова: речь-искусство, деятельное слово, упражнения в искусстве речи, общекультурные компетенции.


Речь-основа человеческого интеллекта. Создавая, организуя, управляя процессами речевого развития детей, можно сказать, что мы созидаем разумное. Поэтому настолько осторожно, трепетно надо относиться к порождению и формированию речи у дошкольников. Раннее пробуждение способности к рассудочному мышлению, запрет на проявление чувств, обеднение эмоциональных способностей приводит к жесткости языковых форм.

Тогда как речь можно и должно создавать и переживать чувствами. Рассматривая речь как таковую, мы ощущаем, что в ней находит выражение содержание нашего внутреннего мира, наших переживаний, нашей души во всём её многообразии [1, с. 77].

Дошкольник с готовностью даёт себя вести своему воспитателю и ощущает себя созвучным ему. Ребёнок добровольно следует за взрослым, если через его личность он познаёт правду жизни и её законы, благодаря которым он сам формируется как личность.

Как образовывать дошкольника, чтобы слово стало деятельным, действенным?

Предоставлять ребёнку условия для знакомства с речью как искусством, вызывающим своей гармоничностью: положительные эмоции, ментальное удовлетворение, способность инициировать созидательный отклик, воодушевляться и стимулировать стремление творить в положительном ключе.

Воспитатели как носители первозданности языка должны использовать речь с позиций искусства, способного восхищать. При обязательном соблюдении четырёх принципов: 1. Красота (форма, цвет). 2. Создающее движение (ритмичность, плавность, открытость). 3. Лёгкость (контрастность с тяжестью, давлением). 4. Целостность (законченность, объективность) [5, с. 402].

Благородное и драгоценное из вышеперечисленных принципов речи сохранилось в поэзии и в художественно оформленной речи. Воспитателю необходимо:

-Упражняться в искусстве речи.

-Приобретать опыт, дающий силы выходить за пределы человеческой личности.

-Приучать слух к речи окружающих –уметь слушать и слышать.

-Приучать к своему собственному слову.

-Вырабатывать новое отношение к звукам.

-Проникать в мир ритмов и жестов, в музыкальность и пластичность речи.

-Открывать в законах художественной речи законы жизни.

Речевые упражнения предоставляют возможности для развития чувства восприятия языка через органы речи, через поток дыхания, постановку голоса, чутьё к речи, ощущение тела в целом.

Речь-это движение, текучесть, полёт, природное явление. Способность двигаться ловко и целеустремлённо решающим образом влияет на усвоение языка. Первые учителя-это наши руки, ноги, глаза. К пониманию речи невозможно прийти, оставаясь только в границах физического тела. Силы, формирующиеся в момент речи, живут и действуют благодаря нашим жизненным силах и возможностям.

Человек единая система: тела, разума и духа. Все части её должны развиваться гармонично. Работа с телом - дело безусловно полезное особенно, если сопровождается тренировкой разума и духа.

Доказательством этому данные психолога А.Меграбяна:

7% значимой в процессе общения информации передаётся словом, 38% - интонацией, 55%-выражением лица, жестами, позой. Но взаимодействовать мешает наша неумелость, неуверенность в себе, отсутствие эмпатии и любви к другому [3, с. 43]. Речевые упражнения способствуют усилению деятельностного состояния, развитию способности передавать и воспринимать чувства, формированию позитивных взглядов и представлений, тенденции к принятию особенностей другого, умению видеть мир глазами ребёнка.

Таким образом, язык воспитателя через речевые упражнения может стать для ребёнка дошкольника не только информационным, но и воспитывающим культуру речи. Педагог, овладев многообразием владения звуком и движением, погрузившись в тонкую внутреннюю музыку речи, научившись ощущать глубокие взаимосвязи с человеческой организацией, поняв эффект освещения и согревания звуками всего нашего существа может стать источником формирования общекультурных компетенций маленького человека.


Литература

1. Гундерманн Х. Существо, значение и развитие речи./Х.Гундерманн - Бесалски, 1973. - 136 с.

2. Кёниг К. Понимание речи и лечение речи. /Кёниг К., Арним Г., Херберг У. Киев: Наири, 2006.-139с.

3.Маграбян А. Невербальная коммуникация./А. Маграбян -Мичиганский университет: Алдин, 1972.-226с.

4.Митина Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru artikle / psikhologicheskie-osobennosti-vnutrilichnostnykh-protivorechii-uchitelya / Митина Л.М., Кузьменкова О.В.

5. Чехов М. Путь актёра: Жизнь и встречи/ М.Чехов -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.-554с.





















Занимаясь ходьбой как поступательным движением можно расширить границы опыта, активизировать процесс речи, усилить деятельностное состояние, развивить способность передавать и воспринимать чувства, что выражается в движениях и жестах тела, в формировании взглядов, представлений, тенденции к очерствлению ослабляются.

Бег- тепло.

Прыжки - равновесие

Метание копья - цель

Стрельба из лука - направленность контакта

ПРИНЦИП для анатомии и физиологии движения

  1. Волевая деятельность Я лишь тогда приводит в движение, когда она воспринимается.

  2. Восприятие движения становиться импульсом к поступку.

Восприятие в нижних чувствах (Жизни-Равновесия-Движения-Осязания) -побуждение к движению


Восприятие в средних чувствах (Вкуса-Обоняния-Зрения-Тепла)- переживания движения с характером


Восприятие в верхних чувствах (Мысли-Слуха-Слова-Я) –переживания связи «Я-ТЫ», позволяющей через другого познать нечто о своем собственном существе


Все мы носители языка. Язык-это покров земли.,географическое пространство.

Речь-индивидуальный феномен.

ДВИЖЕНИЕ-это воля, созидающая чувством осязания, равновесия,жизни и движения.

Нужно идти навстречу этому волевому порыву.

Навстречу можно идти деятельностно, а не созерцательно.

Овладение ритмом-источник жизненной силы.


РЕЧЬ как ДВИЖЕНИЕ


БУДЕМ ВХОДИТЬ:

Кто понимает смысл языка –тому мир раскрывается в образе.

Кто слышит душу языка-тому открывается мир как существо.

Кто переживает дух языка- тому дарит мир силу мудрости.

Кто умеет язык любить – тому даёт он свою святость.

(Рудольф Штейнер, австрийский педагог, врач, философ)



Сегодня займемся комплексно и глубоко.

  1. Умение глубоко и правильно дышать –ещё один основополагающий аспект. Многие из нас дышат поверхностно. Из-за этого постоянно напряжено тело и нервная система.

  2. Движениям необходимо уделять особое внимание. Правильные движения обеспечивают здоровую работу организма, повышают выносливость, способствуют глубокому дыханию.

  3. Контакт. Каким арсеналом средств обладает каждый из нас и как расширить свои возможности

  4. Общение



ЦЕЛЬ: Снятие напряжённости и барьеров между людьми,

Достижение открытого общения, без тревоги и страха

Главное: -создать тяготение к собеседнику,

-стремиться к совпадению мнений

-обучаться эмпатии


Будем действовать в ситуации вынужденного общения при выполнении более сложных и трудных заданий.

Будем искать способ поведения и развивать навыки восприятия и понимания себя и других в процессе контактов с людьми


Посмотрите в окно. Расскажите об увиденном (2-3 чел). Каждый человек переживает действительность по своему.

Одни люди в состоянии иметь дело только с чем-то конкретным.

Другие как истину


Качества межличностных отношений


ЭМПАТИЯ - умение видеть мир глазами других, понимать его также, как они, способность сказать другим о своём понимании, чтобы другие подтвердили или опровергли эти представления

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность чувствовать и показывать людям своё доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать других тогда, когда не одобряешь их поступков, готовность поддержать других

БЛИЗОСТЬ К СЕБЕ – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями, открытая демонстрация другим своего отношения, способность быть самим собой

КОНКРЕТНОСТЬ – отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы

ИНИЦИАТИВНОСТЬ – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому чтобы «идти вперёд», а не только реагировать на то, что делают другие, готовность браться за дело в ситуации, где требуются активность и энергичность

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ – умение говорить и действовать напрямую, чёткое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним

ОТКРЫТОСТЬ – готовность открыть другим свой внутренний мир и скромность, умение говорить о своих мыслях и чувствах с сохранением личной интимности и тайны

ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВ – отсутствие страха при выражении своих чувств или чувств других людей, готовность принимать чувства других и выражать собственные без стремления навязывать их


КОНФРОНТАЦИЯ –осознание своей ответственности и заинтересованности

В какой-то позиции, а в случае несходства позиций-готовность к столкновению не с целью испугать или сломить другого, а с целью выявления слабости позиции

САМОПОЗНАНИЕ – отношение к конфронтации с другими и новому опыту как ценному материалу познания себя, исследовательское отношение к своей жизни и поведению, готовность использовать помощь и советы других в отношении себя, но оставаться автором образа самого себя.

ЗАДАНИЕ

-выбрать для себя одно, два качества над которым хотели бы поработать





ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Присутствие 4-х стихий

  1. Один человек интересуется другим человеком –ТЕПЛО

  2. Обнаруживает золотник (ценность) в другом – ЗЕМЛЯ

  3. Помогает находить позитивность – ВОДА

  4. Позитивность заразительна – ВОЗДУХ


Греческое пятиборье.

БЕГ- то, что живёт во внутреннем существе человека, что не попадает под власть земного и не подчиняется этому земному, что стремится выразить высшее существо

ХОДЬБА-

ПРЫЖКИ_
СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА-
МЕТАНИЕ КОПЬЯ-

УПРАЖНЕНИЯ

1)ХОДЬБА

Походить своей привычной походкой

Походить быстро

Походить медленно

Походить и приветствовать

Прочувствовали

-речь –это движение, текучесть, полёт, природное явление

- что речь рождается не только в органах артикуляции.

Участвуют более 100 мышц всего тела.

Нужен определённый душевный настрой.

Качества личности: доверие, эмпатия, доброжелательность, открытость,


2) ВЗГЛЯД (выбери себе партнёра)

Выбрать партнёра и дать ему понять, что вы его выбрали, но так, чтобы никто не заметил этого. Договоритесь глазами. Глаза –щупальца души. Прикоснитесь к душе другого! Нет, подмигивание слишком явное, грубое движение.

Ищите глаза другого, учитесь разговору глаз. Попробуйте позвать, не двигая сознательно ни глазами, ни бровями, ни веками, ни одной ресничкой. Выбрали? Согласитесь. А теперь ищите себе нового партнёра. И не думайте о своих глазах, о своих мимических мышцах лица. Нужные реакции появятся сами, если у вас внутри возникнут мысли, образы, чувства. Если вы полны желания, чтобы ваш партнёр понял зов вашей души, если сам партнёр хочет, старается понять вас. Если у вас работает воображение и вы видите своим внутренним зрением, как партнёр встаёт, подходит к вам – ему действительно захочется встать, подойти к вам.

На счёт три идите к своему избраннику и встречайте его. Раз! Два! Три!

РЕФЛЕКСИЯ. Поговорите с партнёром, поделитесь переживаниями, связанными с намерениями изменить что-то в своём поведении. Возьмите листочки с перечнем качеств, необходимых для межличностного общения, и обоснуйте выбранные вами качества.


3) ВЕЖЛИВОСТЬ

Самый общий принцип всех знаков этикета-вежливость и доброжелательность.

И ничто не создаёт так вежливость и доброжелательность, как УЛЫБКА.

Сент-Экзюпери писал, что «улыбка- чудо, сотворённое солнцем, победное завершение трудов его. Самое важное чаще всего невесомо». Улыбка наша невесома, она и есть главное.

УЛЫБКА-СОЛНЦЕ. ОНО ПРОГОНЯЕТ ЗИМУ С ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА.

Улыбкой благодарят.

Улыбкой вознаграждают.

Улыбкой дарят тебе жизнь.

Есть улыбка ради которой пойдёшь на смерть.

Особенная улыбка освобождает от гнетущей тоски наших детей, оделяет уверенностью, надеждой и покоем.


ЗАДАНИЕ. Закройте глаза. Звучит музыка. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный ритм дыхания, а только следите за ним. Используйте фразу: «Я чувствую свой вдох …. Чувствую свой выдох» Вначале вы будете отвлекаться на разные картинки и мысли, но постепенно вы почувствуете, как ваше дыхание становится более ритмичным, более глубоким. Почувствовав это, произнесите на выдохе: «Я расслабляюсь…

(на вдохе) Я совершенно (на выдохе) спокойна….

Повторите фразу несколько раз, вслушиваясь в возникающие ощущения.

Меняйте интонацию фразы, находя её наиболее соответствующей вашему состоянию.

Добивайтесь резонанса фразы и состояния.

Присоедините к этому резонансу возникший у вас образ (лес, цветы в вазе, гладь озера, берег моря, глубокое синее небо)

Если вместе со спокойствием к вам придет ощущение тепла – хорошо. Если нет, то вспомните ощущение тепла (тёплый душ, ванна, вы протягиваете руки к обогревателю, печке, вы в солнечный день лежите на пляже) Сделайте так, чтобы возникшие ваши зрительные образы стали настолько яркими, что перешли бы в осязательные. СЛОВО (тепло) –КАРТИНКА (солнце) –ОЩУЩЕНИЕ (тепла и покоя)

Почувствуйте:

-как тепло проникает в глубину вашего тела,

-как становиться тёплым ваше дыхание,

-ваша кровь, текущая по артериям, венам и капиллярам

СОЗДАЙТЕ ВНУТРИ СЕБЯ ЭТУ ГАРМОНИЮ.

СОЛНЦЕ-ВАШЕ ВНУТРЕННЕЕ ТЕПЛО, ВАШЕ МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ.

-Теперь внимание в центр груди.

-Грудь начинает прогреваться изнутри внутренним теплом, похожим на солнечное.

-Тепло и свет внутри нарастают

-Одновременно нарастает в вас тёплая светлая радость, которая идёт изнутри лёгко и свободно. Это бодрая уверенная радость.

ТЕПЛО, СВЕТ и РАДОСТЬ

ЗВУК О ДЕЛАТЬ в кругу, образуя ТЕПЛО.

Радость растёт вместе со светом, ярким солнечным светом.

Вы наполнены бодростью, светом, теплом.

Вы полны энергии, света и тепла настолько, что готовы излучать его. Готовы?

Излучайте свет и тепло вокруг, дарите его окружающим.

Как вы улыбались солнцу, пусть теперь лица близких улыбаются вам, вашей открытости, свету, теплу.

Пусть и у них произойдёт это волшебное раскрытие СЕБЯ, раскрытие навстречу радости, раскрытие навстречу своему свету и теплу.

Не вам, а идущему через вас теплу и свету улыбается ваш близкий.

И как и вы он становиться открытым и радостным.

Открывайте медленно глаза. Так же медленно идите по комнате и приветствуйте всех встречающихся.

Светло и радостно приветствуйте.

(Гиперактивные дети –это холод)

ПЕТЬ: Свет сердца моего. Свет. Свет. Свет.

Я беру солнечный свет в своё сердце

Солнечный свет становится тёплым чувством в моём сердце

Солнечный свет струится в мои руки, в мои ноги

Я буду работать с даром солнца

Благодаря этому я надеюсь стать сильнее.


4) ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ. Все садятся по кругу. Ведущий становиться волшебником. Придумывает и называет предметы, которые являют собой овеществлённое расслабление:

- перезрелая и едва не срывающаяся с ветки груша,

- ползущая по склону вулкана лава,

- гигантский маятник,

- тающее масло…

Все превращаются в то, что представил волшебник. Ощущают себя этой вещью, погружаются в его мир, проникаются его настроением, запахом, мягкостью, «характером», переживая предмет изнутри, из глубины.

От лица вещи «превращённые по очереди начинают рассказ о том, что с ними происходит в данный момент, что они при этом переживают. Тот кто закончил рассказ передаёт прикосновением слово своему собеседнику слева.


5) КОМПЛИМЕНТ-доброе отношение к человеку. Видение в нём лучшего. «Доброту людскую видит глаз, если сердце доброе у вас»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте жить друг другу потакая.

Тем более, что жизнь короткая такая… (Б.Окуджава)


6) ДОВЕРИЕ

  • Рассматривать руки соседа

  • С закрытыми глазами

  • Найти соседа






ПРОЩАНИЕ

Вдыхайте солнцем! Вдыхайте небо!

Живите солнцем! Живите небом!

И сами солнцем блеснёте Вы. И небесами засветит взор.

Согреют землю лучи живые С любовью небо сойдёт на землю

Сердец познавших добро и зло. А мир прощённый на небеса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!