СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование имитационных технологий в процессе изучения «Основ патологии»"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина «Основы патологии» -это та дисциплина, которая не предусматривает «сухое» изучение материала и его бессмысленную зубрежку. Чтоб понять некоторые патологические процессы и состояния, студенты должны пропустить через свои мысли и чувства все понятия и ощущения пострадавших. А для этого надо применять имитационные интерактивные технологии обучения, основанные на ролевых играх, «кейс- стадии», ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование имитационных технологий в процессе изучения «Основ патологии»"»

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

преподаватель

Гриненко Галина Николаевна

Использование имитационных технологий в процессе изучения «Основ патологии»

Дисциплина «Основы патологии» -это та дисциплина, которая не предусматривает «сухое» изучение материала и его бессмысленную зубрежку. Чтоб понять некоторые патологические процессы и состояния, студенты должны пропустить через свои мысли и чувства все понятия и ощущения пострадавших. А для этого надо применять имитационные интерактивные технологии обучения, основанные на ролевых играх, «кейс- стадии», ситуациях.

Рассмотрим для примера изучение такой темы как «Реанимация». Материал данной темы в лекционном виде можно преподнести для записи и запоминания точных жизненных показателей пострадавшего, последовательности, показаниях и окончании проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца. А в остальном, чтоб правильно всё сделать, а главное, понять для чего и как скоро это необходимо, нужна практика, жизненные примеры, ролевые игры и вживание в ситуацию.

Сюжетом ролевой игры может стать вызов машины скорой помощи на место происшествия для оказания реанимации пострадавшему при ДТП. Целью игры в данном случае будет являться отработка навыков реанимационных мероприятий на манекене, варианты ИВЛ при полной либо частичной обструкции дыхательных путей, вариант проведения ИВЛ и массажа сердца если реанимирующих один или двое. Студенты могут поочередно проигрывать различные роли и варианты решения сложившейся ситуации. Просто в лекционном виде эту тему дать, конечно, можно, но эффективность её запоминания и воспроизведения в реальной жизни без такого занятия будет сведена к нулю. Студент зазубрит всё что надо, запомнит это в лучшем случае на год, а на практике ничего путного сделать не сможет.

Другой темой для проведения игры может стать «Роль фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в условиях сельской местности». В данном случае будет иметь место имитационная игровая интерактивная технология- деловая игра, целью которой будет являться обучение студентов правилам общения с пациентами в условиях ФАПа, методам сбора анамнеза жизни и болезни, методам правильной постановки предварительного диагноза, методам оказания медицинской помощи, методам наблюдения за больными.

Сюжетом для этой деловой игры станет обращение пациента на ФАП с конкретными жалобами и дальнейшее его обследование и лечение, либо направление в ЦРБ, фельдшером. Ролей может быть несколько: ребенок (пациент), мать пациента, фельдшер, медсестра, фельдшер скорой помощи и независимые эксперты, которые буду оценивать поэтапно действия всех участников, их культуру общения, правильность сбора информации, правильность оказания помощи больному.

В моей практике почти каждая тема предусматривает проведение занятий такого рода с использованием игровых имитационных технологий, так как только «проживая» роль пациента, фельдшера, фармаколога либо медсестры, можно не просто тупо заучить сухие факты, но и понять как надо действовать в критических для жизни ситуациях, какое лекарство предложить больному в аптеке соответственно его жалобам, а не просто самое дорогое и рекламируемое, как отнестись к капризам пожилого пациента при проведение процедур. Это надо прежде прочувствовать, поменять себя местами с больным и принять единственно верное решение.

Если немного отступить от вопроса второго задания об игровых имитационных технологиях, то, по моему мнению, можно попробовать внедрить в мою практику и неигровую интерактивную имитационную технологию- метод кейса. Можно предоставить информацию кейса в форме видеоматериала, в основе которого лежит ситуация о внезапном изменении в самочувствии человека, оказавшегося в ДТП с явной симптоматикой и жалобами на конкретную патологию , всё это подкрепить результатами инструментальных и лабораторных исследований. Студенты, поделенные на группы, рассматривают предложенную ситуацию, находят проблему, изучают жалобы, симптомы, результаты исследований и выдвигают свои предположения о возможном диагнозе. Аргументируют научно свои предположения, доказывают правильность своего решения. Это своего рода медицинский консилиум. Я думаю, что такого рода занятия найдут своё место и в практике многих педагогов-новаторов.

Метод мозгового штурма успешно можно использовать при изучении таких тем дисциплины «Основы патологии», как:

-«Методы простейшей физиотерапии. Показания и противопоказания к их применению»

-«Применение лекарственных средств»

-«Заболевание сердечно-сосудистой системы»

-«Отравления»

-«ВИЧ-инфекция»

Целью «мозгового штурма» в первом случае может стать вопрос о противопоказаниях к применению методов простейшей физиотерапии (горчичников, грелки, компресса и пузыря со льдом). Студенты высказывают свои мнения без последующего обоснования, преподаватель молча выслушивает и записывает их все на доске, потом коллективно обсуждают и приходят к общему правильному мнению

Целью «мозгового штурма» во втором случае можно поставить вопрос о способах введения тех или иных лекарственных средств различными способами (энтеральным и парентеральным: ингаляционным, трансдермальным, интраназальным, внутримышечным…) и их эффективности для достижения максимально быстрого эффекта. В этом случае, как и в предшествующем, студенты высказывают свои предположения, потом это коллективно обсуждается и подтверждается либо опровергается.

В третьем случае для «озадачивания» студентов можно поставить вопрос о влиянии различных факторов на рост численности сердечно-сосудистых заболеваний. В данном случае может быть использован ПОПС-формула. Выступающий высказывает свою позицию «Я считаю, что на рост численности сердечных заболеваний влияет (например, курение)…». Далее обосновывает своё предположение « Потому что с поступлением в организм большого количества смол и никотина…). Далее следует пример, доказывающий его утверждение «Я могу подтвердить это тем, что за последнее десятилетие пропорционально росту числа курильщиков увеличился рост…) и потом вытекает следствие «Следовательно, смолы, находящиеся в табачном дыме закупоривают просвет сосудов…)

При изучении темы «Отравления» целью «мозгового штурма» может стать вопрос о порядке проведения детоксикационных мероприятий при различных видах отравления. Каждый студент высказывает своё мнение о способах выведения организма из состояния интоксикации, потом научно эти мнения обосновываются или отклоняются, и оставляются самые эффективные в том или ном случае.

И в последнем случае, так же как и при изучении третьей темы, можно использовать ПОПС-формулу для того, чтоб раскрыть цель занятия, которую можно обозначить как «Группы четырёх «Г», чаще подверженные заболеванию ВИЧ» (Гаитяне, героинисты, гомосексуалисты и гемофилики). Студенты берут по одной группе «Г», высказывают свою позицию, обосновывают с научной точки зрения, приводят примеры и делают выводы. Тем самым научно обосновывают группе доказанность влияния четырех «Г» на заболеваемость ВИЧ-инфекцией.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!