СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Использование текстов собственного сочинения как средство поэтического воздействия, повышения мотиваций в обучении русскому языку, чтению и развитию речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэзия – особый мир ярких художественных образов, ритма – играет огромную роль в обогащении восприятий, представлений учащихся с отклонениями в развитии, развитии их творческого мышления, активизации словаря, совершенствовании устной выразительной речи.

Тренинг хорошего настроения «На поэтической волне» провожу по плану:

1. Чтение стихотворения, отрывка стихотворения.

2. Беседа, вопросы по восприятию текста, анализ текста.

3. Вывод, выполнение задания на поэтическом материале.

Использую иллюстрации пейзажей.

Учитель или учащиеся выразительно читают стихотворение или отрывок стихотворения. После беседы, вопросов по содержанию формулируется вывод «Создаем настроение урока», связывающий настроение, вызванное стихотворением, с настроением, темой урока.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Использование текстов собственного сочинения как средство поэтического воздействия, повышения мотиваций в обучении русскому языку, чтению и развитию речи."»

Использование текстов собственного сочинения как средство поэтического воздействия, повышения мотиваций в обучении русскому языку, чтению и развитию речи.


Поэзия – особый мир ярких художественных образов, ритма – играет огромную роль в обогащении восприятий, представлений учащихся с отклонениями в развитии, развитии их творческого мышления, активизации словаря, совершенствовании устной выразительной речи.

Тренинг хорошего настроения «На поэтической волне» провожу по плану:

1. Чтение стихотворения, отрывка стихотворения.

2. Беседа, вопросы по восприятию текста, анализ текста.

3. Вывод, выполнение задания на поэтическом материале.

Использую иллюстрации пейзажей.

Учитель или учащиеся выразительно читают стихотворение или отрывок стихотворения. После беседы, вопросов по содержанию формулируется вывод «Создаем настроение урока», связывающий настроение, вызванное стихотворением, с настроением, темой урока.

Так, тренинг – психологический настрой «На осенней поэтической волне» к уроку на тему «Имя прилагательное» начинаю с чтения отрывка из стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая». С целью усиления эмоционального, зрительного восприятия использую картину И.Левитана «Золотая осень».

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Вопрос: - Жалеет ли поэт о прошлом?

Вывод: - Пусть и наш урок пройдет так, чтобы не пожалеть о времени, растраченном напрасно, пусть согреет нас огонек знаний, который нам подарит встреча с именем прилагательным!

Затем учащиеся находят прилагательные, которые создают удивительную картину осени, указывают их роль в тексте.

Психологический настрой «На зимней поэтической волне» к уроку «Повторение изученного о прилагательном как части речи» создавался сочетанием выразительного чтения отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и зрительного восприятия иллюстрации зимнего пейзажа.

Урок на тему «Повторение изученного о глаголе» начинался с психологического настроя «На весенней поэтической волне». После выразительного чтения учащимися стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» ребята отвечали на вопрос: - Каким настроением проникнуто стихотворение?

Вывод: - Пусть и наш урок пройдет легко, радостно, энергично, с весенним настроением!

- Что радует нас в этом стихотворении?

- Почему ручейки названы вестниками?

Вопросы: - Какие слова выражают стремительное наступление весны?

- К какой части речи относятся? Почему? - способствуют актуализации знаний, вхождению в тему урока, постановке целей и задач урока.

Затем на поэтическом материале учащиеся самостоятельно выполняют задания:

-Выписать глаголы цвета, звука, движения. Определить их грамматические признаки.

- Записать первое предложение по памяти, подчеркнуть члены предложения, указать части речи.

Психологический настрой «На философской волне» способствует развитию критического мышления, формированию потребности оценивать свои мысли , поступки в соответствии с оценкой великих философов. Использую высказывания Сенеки, Аристотеля, Дидро, Л.Н.Толстого, Л.Т.Пирогова и других. Например, «Если корабль не знает, к какой пристани держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным», «Читать – это думать, переживать, сочувствовать, запоминать».

Обогащению словарного запаса, воспитанию эмоциональной отзывчивости, интереса к языковым явлениям способствуют правила в стихах: «Гимн Имени существительному», «Определяю я предметы…», Что без меня предметы – лишь названья…», «Если скажем мы: он мой…», «Слово – целое частей», о правописании безударных гласных, парных, непроизносимых, двойных согласных, слогах, ударении, частях речи, частях слова, предложении, знаках препинания.

- Психологический настрой «Чтоб вершин знаний ты достиг…», «Когда тетрадь я открываю…» нацеливают на то, что только упорство, терпение, любовь к русскому языку помогут достичь вершины знаний:

- Чтоб вершины знаний ты достиг,

Изучай, люби родной язык!

Собранным и терпеливым будь:

Легким к знаньям не бывает путь!

- Когда тетрадь я открываю,

Я начинаю так писать,

Что результат, я точно знаю,

Мне будет лишь оценка «пять»!

- Тренинги «Солнышко Успеха», «На волне дружбы и взаимопомощи» способствуют установлению атмосферы творческого поиска, взаимопомощи, сплоченности, коллективизма.

-Улыбнитесь мне, друг другу, себе. (Улыбаются.) Вот и взошло Солнышко Успеха и осветило нас лучиками знаний, умений, поиска, взаимопомощи, творчества, активности. Пусть они помогут нам в пути к знаниям по теме…(объявляю тему урока).

- Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся.

Поймем, что только вместе

Мы многого добьемся!

- Сегодня мы вместе,

Стоим тесным кругом,

Тепла и удачи

Желаем друг другу! – формируют умение формулировать цель и стремиться к ее достижению в процессе работы на уроке.

С целью активизации познавательной деятельности, обеспечения работоспособности, концентрации внимания использую поэтическую динамическую паузу «Чтоб продолжить к знаньям путь…»

Чтоб продолжить к знаньям путь,

Нужно всем нам отдохнуть.

Потому без промедленья

Приступаем к упражненью.

Упражнения для глаз – это раз,

Отдыхает голова – это два.

Руки выше, руки шире –

Мы считаем: - три, четыре!

А закончим отдыхать-

Дружно скажем цифру «пять»!

При составлении алгоритма «Определение рода имен существительных» использую правило «Если скажем мы: он – мой…»

Если скажем мы: он-мой,

Это значит, род мужской.

Если же: она – моя,

Это женская семья.

Средний род: оно- мое,

Это правило твое!

Стихотворное правило помогает ребятам лучше понять отличительные признаки рода, запомнить теоретический материал, применять его в процессе практической работы.

На уроках обобщения и систематизации знаний, умений, навыков по теме «Имя существительное» грамматические признаки имени существительного помогали определять чтение и анализ поэтической композиции «Гимн Имени существительному»:

Обозначаю я людей,

Процесс, события, зверей.

Растения, явленья, чувства

Назвать. Ну, это ль не искусство?

И если вы сто слов возьмете,

То в сорока меня найдете!

Имею род, число, склоненье

И вклад весомый в предложенье.

Могу являться главным членом,

А также и второстепенным.

И каждый важный мой падеж-

Хвала – уму, гроза - невежд!

Открыт секрет правописанья

Тому лишь, кто стремится к знаньям,

Кто терпеливым быть привык

И любит русский наш язык.

Я – мыслей, чувств и дел родник,

Я есть – могуч родной язык!

Воспитанию интереса к русскому языку, стремления овладеть его богатствами способствовала поэтическая композиция «Русский язык велик и могуч», которую выразительно прочитали ученики на внеклассном занятии «Путешествие по городу Русского языка»:

Да, быть грамотным не просто,

Если нет стремленья к росту,

Если думать не привык

И не любишь свой язык.

Помни истину такую:

Надо, чтоб украсить речь,

Слово, даже запятую,

Смыслом, чувствами зажечь!

Если правила ты знаешь

И в словах их применяешь,

То, поверь, язык родной

Вмиг подружится с тобой!

Русский язык могуч и велик!

И потому – без сомнений,

Не позволяйте коверкать язык –

Гордость, красу поколений!

Психологический настрой

«Оглянись и удивись:

Красотой наполни жизнь!» подготовил учащихся к встрече с произведениями о природе, о нравственных качествах, составляющих истинную красоту человека.

На этапе «Актуализация знаний. Вхождение в тему» использую поэтические зарисовки о героях «Узнай героя произведения». Например, на уроке по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка»» героиня сказки говорит о себе так:

- Эта девочка из снега,

Русая коса,

Умная, веселая,

Синие глаза.

Но весной растаяла –

Грустная развязка,

Превратилась в облачко.

Что это за сказка?

На уроке по теме «Р.Киплинг «Рикки – Тикки – Тави»» главный герой говорит о себе так:

- Африка и Индия – родина моя,

Главная добыча – страшная змея.

Есть на спинке полоса,

Ярко светятся глаза.

Шерстка – шелк и длинный ус,

Образец высоких чувств.

Огоньком горю познанья,

Враг я Нага и Нагайны.

Преданный и справедливый,

Умный, смелый и правдивый.

Гордостью звенят сердца

В честь такого храбреца!

Кто же нам его представит?

Это…(Рикки – Тикки – Тави!)

На уроке по теме: « Мы в ответе за тех, кого приручили. К.Г.Паустовский «Кот – ворюга» главный герой говорит о себе так:

- Я зверек очень проворный,

Умный, ласковый, задорный,

Когти остры, цепкий взгляд,

Глазки – бусинки горят.

Я не мягкая игрушка,

Не забавная зверушка,

Грозный повелитель я,

Лев и тигр – моя родня!

Спинку выгну – только тронь!

И умчусь я, как огонь!

Что это за зверь? Узнали его, ребята? (Это кот).

Далее объявляю цели и задачи урока.

Поэтическое вступление к урокам по теме «Сказки»:

«Герои сказок любят и мечтают,

Друзей из беды выручают.

Как человек, живет природа.

Точна, прекрасна мысль народа!

И если прикоснешься к ней,

То станешь чуточку мудрей!» раскрывает особенности сказки как жанра устного народного творчества, способствует воспитанию интереса к сказке.

Поэтический итог- оценка работы учащихся на уроке:

Урока время истекло…

За то, что он прошел светло,

Легко, свободно, энергично,

Ребята, ставлю вам «отлично»!

Уверена, что такие поэтические зарисовки активизируют познавательную деятельность, способствуют более эффективному достижению целей и задач уроков, воспитанию яркого, образного мышления, языковой культуры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!