СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья к выступлению по теме: "Речевая культура будущего специалиста" (обобщение опыта интегрированных уроков)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является выступлением двух преподавателей, как обобщение опыта интегрированных уроков: информатики и русского языка и литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Статья к выступлению по теме: "Речевая культура будущего специалиста" (обобщение опыта интегрированных уроков)»

Сапожникова М.В.,
Клокова Е.Е.
ГАПОУ МО «Кандалакшский индустриальный колледж»
sapozhnikova@kandik.ru
klokova@kandik.ru


РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

АННОТАЦИЯ

Выстраивая многообразные связи с окружающим миром, не забывают ли наши будущие специалисты среднего звена использовать все богатство и выразительность русского слова? Умеют ли говорить нужные слова в нужном месте, приспособить свою речь к конкретной ситуации и к конкретному собеседнику? Именно в профессиональной подготовке неотъемлемой частью является грамотная речь будущих специалистов. В понятие «профессиональная речь» обычно включают три признака: богатство, точность и выразительность. Отсюда и вытекают цели нашей работы: научить выстраивать логически правильную речь будущего специалиста, грамотно использовать общетехническую и узкопрофессиональную терминологию. В этом нам помогают следующие методические приемы: проведение диспутов, интеллектуально-познавательных игр, конкурс презентаций, видеороликов, кроссвордов, конкурсы чтецов, конкурс риторического мастерства, интегрированные уроки. Именно такие уроки развивают речевую культуру и дают старт для успеха в профессиональной деятельности, а современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Культура речи, будущие специалисты среднего звена, речевая культура, методы формирования речевой культуры, принципы построения речи, нормативный язык, речевые ошибки.


«Цветами» красноречия устлан путь к любой карьере»,
— очень точно когда-то заметил А. П. Чехов. [1, Т.18]

Выстраивая многообразные связи с окружающим миром, не забывают ли наши будущие специалисты среднего звена использовать все богатство и выразительность русского слова? Умеют ли говорить нужные слова в нужном месте, приспособить свою речь к конкретной ситуации и к конкретному собеседнику? Для молодежи быть модным — значит не только стильно одеваться, но и подражать словесному поведению любимых героев современных фильмов, компьютерных игр. Молодежный сленг хитрым хамелеоном вливается в речевой поток студентов и настолько ловко уживается с их мыслью, что становится неотъемлемой частью мышления говорящего. Поэтому молодые люди, не всегда задумываясь об уместности речи, легко стирают границы нормативного языка.

Преподавателям на уроке нередко приходится слышать даже в студенческих ответах по предмету россыпь жаргонных словечек: «лоханулся»; «накосячил»; «забил»; «лажа», «изи» и т. д. Преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин все чаще наблюдают косноязычие студентов во время устных опросов, при защите творческих работ. Снижение качества докладов обучающихся в ходе защиты дипломных проектов отмечено и членами государственной аттестационной комиссии. Студенты–выпускники не всегда могут построить свою речь с соблюдением логичности, последовательности, выразительности и донести до слушателей ключевые положения своего проекта. Теряются дипломники и в момент ответа на дополнительные вопросы. Невысокий уровень лексического запаса, неумение выделить главное и чётко сформулировать высказывание, не способность и не готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, недостаточный опыт публичных выступлений [2] — трудности, препятствующие студентам показать аттестационной комиссии уровень профессиональных знаний.

Педагогический коллектив колледжа осознаёт необходимость планомерной работы, направленной на улучшение речевой культуры студентов. Эта проблема поднимается на заседаниях ПЦК уже в течение нескольких лет. Очевидно, что преподаватели гуманитарных дисциплин располагают более широким образовательным пространством для развития речевых навыков студентов. Но педагоги других общеобразовательных и профессиональных дисциплин с учётом особенностей преподаваемых предметов тоже акцентируют внимание на методы формирования речевой компетенции, несмотря на то, что большинство специальностей, представленных в КИК, — технической направленности.

Речевая культура значима в профессиональной деятельности будущего специалиста: в ней — исток конструктивного взаимодействия с окружающими, в ней — способ проявить и заявить о себе, построить успешную карьеру. Грамотному специалисту необходимо знать технические термины, связанные с его профессией, уверенно их использовать при описании трудовых процессов, составлении рабочих инструкций, технологических карт. Кроме того, нельзя забывать о том, что любой современный специалист должен владеть компьютерной техникой, а, следовательно, в его лексиконе должны присутствовать понятия и термины из области информатики.

Преподаватели наших цикловых комиссии колледжа в процессе решения методических, образовательных и воспитательных целей урока интегрируют вышеперечисленные требования. Имеем в виду: развитие общей культуры речи студентов путем использования в ней общетехнических и узкопрофессиональных понятий, в том числе терминов из области информатики.

На уроках информационных технологий студенты получают возможность создавать виртуальные модели производственных процессов. Практические работы по выполнению планировочного решения участков с размещением оборудования, инструмента и оснастки, по составлению карт технологических процессов c полным описание производимых работ, либо карт организации труда на рабочем месте организуются нашими преподавателями так, чтобы учить студентов связной устной речи, расширять их профессиональный кругозор, пополнять их словарный запас. Кроме того, преподаватели, выслушивая устные ответы, не упускают из виду грамотность оформления студенческих высказываний. Обращают внимание ребят на речевые ошибки, принципы построения речи. Для того чтобы правильных устных ответов обучающихся становилось больше, на занятиях проводятся дискуссии. Студентам предлагается отстаивать свою точку зрения аргументировано и доказательно. Так студенты учатся мастерству общения, соблюдению этических норм и правил ведения диспутов. Развитие всех компонентов устной речи, отработка навыков управления собой и формирование опыта делового выступления студента — таковы цели заданий, реализуемых в ходе создания и защиты студентами электронных презентаций.

На уроках информатики по программе изучаются ряд тем, таких как «Архитектура ПК», «Компьютерные сети», «Поиск информации в сети Интернет», где я предлагаю найти определения к техническим терминам, обращаясь к словарям разных видов.

Примеры из практических работ:

  1. Запишите определения и основное назначение следующих объектов и понятий сети, используя Словари и энциклопедии Академии https://dic.academic.ru/ :

    1. IP адрес

    2. Домен

    3. Провайдер

    4. Аккаут

    5. Протокол

    6. Хост

    7. Шлюз

    8. Маршрутизатор

    9. Концентратор

    10. Коммутатор

    11. Гиперсвязь

    12. Мост

    13. Модем

    14. Коннектор

    15. Мультиплексор

    16. Сетевой адаптер

  1. Загрузите страницу электронного политехнического словаря – https://www.s0alex.ru/ . Выбрать букву, затем слово и перейдя по гиперссылке найти значение данного слова. Результаты занести в следующую таблицу:

      1. Слово

      1. Значение

      1. Процессор

      1. Видеокарта

      1. Программа системная

      1. Виртуальная память

      1. Сверхоперативная память

      1. Внешнее запоминающее устройство


    1. 3. Откройте программу браузер. Загрузите страницу электронного словаря Promt–
      www.ver-dict.ru. Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий). В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести. Нажмите на кнопку Найти. Занесите результат в следующую таблицу:

        1. Слово

        1. Русско-Английский

        1. Русско-Немецкий

        1. Информатика

        1. Клавиатура

        1. Программист

        1. Монитор

        1. Команда

        1. Винчестер

        1. Сеть


      Даже при изучении программ Офиса акцентирую внимание обучающих на правильное название панелей и кнопок, операций, объектов и тех специальных терминов, которые они должны знать в курсе изучения данной программы.

    2. Одним из примеров формирования речевой среды в «КИК» является традиционное проведение предметных недель цикловых комиссий. Мероприятия, на которых можно продемонстрировать речевые умения разнообразны: интеллектуально-познавательные игры, конкурсы презентаций, видеоуроков, кроссвордов, брейн-ринги, конкурсы чтецов, конкурс риторического мастерства.

    3. Также развитию речевой культуры будущего специалиста способствуют интегрированные уроки литературы и информатики. Одним из первых был урок, посвященный Году литературы: «Разработка электронного ресурса «Великие русские писатели» в группе машинистов. Студенты создавали буктрейлеры по произведениям русских поэтов и писателей и самостоятельно озвучивали свои ролики. Для этого им потребовалось найти подходящий материал и записать закадровый голос, чтобы он звучал эмоционально, правильно, уместно. Знание норм литературного языка и навыки их применения в речи; умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи – все эти качества нашли отражение на этом уроке.

    4. С технологами открывали виртуальное «Литературное кафе». Студенты на уроке использовали ставшую уже привычной профессиональную лексику, озвучивая рецепты из произведений русской классики. Тем самым расширили знания в профессиональной терминологии, знание соответствий между терминами и понятиями; овладели стилем профессиональной речи.

    5. Ко дню героя Отечества провели урок, на котором презентовали электронную книгу с главами из жизни героев ВОв, ставших прототипами литературных героев. Ребята на уроке рассказывали о жизни героев, читали стихи, зачитывали отрывки из произведений. Эмоциональность урока позволяла поддерживать благожелательную атмосферу общения.

    6. Такие уроки развивают речевую культуру и дают старт для успеха в профессиональной деятельности, а современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении. Только организация взаимосвязи обучения и исследований, обеспечиваемая единством учебной и научной работы является важнейших условием эффективности процесса подготовки творчески активных, ответственных, высококвалифицированных специалистов. [3]

    7. А завершить наше выступление хотелось бы словами из книги Дмитрия Лихачева «О добром и прекрасном» письмо девятнадцатое «Как говорить». «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо.»[7]

    8. Список литературы:

  1. Чехов А. П. Хорошая новость // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.

  2. Общие компетенции специалистов среднего звена

  3. Баркова Ю. М. Хорошая речь – основа культуры профессионального общения инженера // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 293-296.

  4. Словари и энциклопедии Академии https://dic.academic.ru/

  5. Электронный политехнический словарь https://www.s0alex.ru/

  6. Электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.

  7. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985

    1. М.В. Сапожникова, 2019
      Е.Е. Клокова, 2019

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!