Как определить валентность химического элемента в соединении?
В разных учебниках и учебных пособиях описывается способ определения валентности химического элемента в соединении. Из опыта работы, предлагаю научиться, определять валентность, как показано в учебнике. Но есть «хороший помошник» «Гимназия на дому». В несколько строк упоминается: что такое валентность, чему она равна, какими цифрами записывается. В учебниках дается таблица постоянные и переменные валентности элементов.
Обычно учащиеся не могут сразу запомнить постоянные валентности. В «Гимназии на дому» есть правила. Они просты и доступны ученикам. Их легко распечатать и раздать каждому обучающемуся, а можно просто распечатать на доску информации.
-
Правило. Постояннаявалентность у атомов элементов 1 – 3 групп главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Она равна номеру группы.
-
Правило. Переменную валентность имеют атомы элементов главных подгрупп 4 -7 групп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, а также элементы побочных подгрупп. Валентность этих элементов в формуле определяется по другому элементу, валентность которого известна.
-
Правило. Произведение валентности химического элемента на его индекс в формуле для каждого элемента, входящего в нее, имеет одинаковое значение. Это правило справедливо только для соединений из двух химических элементов.
-
Правило. Валентность кислотного остатка в формуле соли равна числу атомов водорода в кислоте, которой образована соль.
-
Правило. Произведение валентности металла наего индекс в формуле соли (или основания) равно произведению числа кислотных остатков (или групп ОН) на валентность кислотного остатка (или группы ОН). Валентность группы ОН всегда равна 1.
Алгоритм выполнения упражнений можно использовать из учебника.
После оъяснения учителем, можно поработать у доски индивидуально с каждым учеником класса.
Затем дать 3 -5 минутное задание, выяснить, кто из обучающихся не усвоил правил определения валентности. Можно поработать у доски, но объяснять могу ребята, которые усвоили материал. В конце урока можно дать задания для работы в парах для проверки знаний или индивидульно. Формулировка заданий: фрмула , в которой валентность определена правильно; определите валентность химических элементов и кислотных остатков в соединениях. И т. д. Можно предложить учащимся самим составить задания для соседа по парте. Можно поработать в группах.
Литература
-
А.Е.Савельев «Гимназия на дому» 8-9 классы. Москва, Дрофа, 2008.
-
Н.И. Берман «Решение типовых задач». «Слово» 1996.
-
О.С. Габриелян учебник «Химия» 8 класс. Москва. «Дрофа» 2018.