ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Шпаченко Галина Юрьевна, учитель изобразительного искусства
муниципального общеобразовательного учреждения «Уразовская средняя общеобразовательная школа №1» Валуйского района Белгородской области
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые психолого-педагогических аспекты художественно-эстетического развития школьников на уроках изобразительного искусства. Раскрывается суть эстетического отношения к творческой среде, а также эстетического воспитания школьников.
В педагогической литературе эстетическое отношение представлено в качестве духовного феномена, обеспечивающего гармоническое единство внутреннего мира личности, его культуры и окружающего мира. Поэтому эстетическое отношение мы можем рассматривать в качестве универсального способа взаимодействия человека с миром и культурой в целях успешной самореализации и достижения личностных смыслов (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, А.Г. Столович). В процессе формирования эстетического отношения личность имеет возможность выстраивать разнообразные явления, факты, события и их оценки в эстетическую картину мира.
Под эстетическим отношением к творческой среде мы понимаем развитие творческих умений в понимании, оценке, создании, восприятии окружающего мира. Творческая деятельность – это такой вид деятельности, в котором эстетическое отношение к миру может быть как предметом анализа, так и успешно сформированным во всех его характерных свойств. Полученные результаты данного вида деятельности могут быть отображены в виде рисунка, модели, конструкции и т.д [3].
Идея эстетического воспитания пришла к нам из древних времен. А.В. Репринцев в своих трудах пишет о том, что сущность эстетического воспитания, его цели, задачи менялись ещё со времен Платона и Аристотеля и вплоть до наших дней. Разный взгляд был определен развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. «Эстетическое» в переводе с греческого (aisthetikos) означает «чувственный». Таким образом, эстетическое отношение – это чувственное, эмоциональное отношение человека к миру - к окружающей действительности, искусству, самому себе [4,с. 5].
В психолого-педагогической литературе имеется множество различных понятий, путей и средств эстетического воспитания, в процессе которого происходит формирование эстетического отношения к миру.
В.Н. Шацкая рассматривает эстетическое воспитание в качестве воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [5, с. 47].
Искусству, в эстетическом воспитании, отводится важное место, потому что в процессе познания прекрасного формируется культура личности. В течение знакомства с историей быта, труда, поведением людей, межличностных отношений происходит эстетическое воспитание. Кроме того, и в процессе художественного творчества также развивается эстетическое воспитание, а именно при знакомстве с литературными произведениями.
В педагогике и психологии творчество рассматривается как высшая форма эстетической деятельности, в ходе которой эстетическое созидание и познание осуществляется на основе освоения и развития наличных форм культуры в результате формируется эстетическое отношения младших школьников к миру. Именно в творчество происходит познание красоты. Без этого не может происходить развитие личности, потому что полноценная личность – это та, которая способна творчески мыслить, развиваться, менять взгляды на происходящие события вокруг нее.
Обратимся к цитате Ю.Б. Борева: «Венец эстетической деятельности – искусство. Здесь действительность человека возвышается до художественного творчества» [2, с. 32]. Искусство как раз и связано с образным познанием жизни. Оно позволяет вызывать яркие эмоции у школьников, эстетические переживания, а также выявлять способности личности.
Эстетическое отношение к миру формируется в процессе эстетической деятельности. Она включает в себя: художественно-практическую, художественно-творческую (создание различных произведения искусства), художественно-техническую, художественно-рецептивную (восприятие искусства), рецептивно-эстетическую (восприятие красоты природы), духовно-культурную (выработка личного вкуса, эстетических оценок, суждений, идеалов), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).
Занятия художественного цикла имеют огромное значение в развитии эстетических чувств. Здесь есть замечательная возможность выражать свои эмоции, чувства, которое ученик увидел или даже пережил на собственном опыте.
Поскольку в настоящее время социальная обстановка отражается в негативном проявлении эмоциональной отверженности общества, то эстетическую деятельность необходимо рассматривать в качестве возможности совершенствования в школьнике способностей правильно понимать, воспринимать, создавать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, принимать активное участие в творчестве, а также созидании красоты в окружающем мире.
Художественно-эстетическое развитие школьников происходит на уроках изобразительного искусства через различные виды деятельности: декоративное рисование, рисование на темы, рисование с натуры, беседы об изобразительном искусстве и др.
При декоративном рисовании школьники создают узоры, украшения для предметов быта, книг. Это помогает им развивать свой художественный вкус.
В процессе рисования с натуры школьники практикуются в изображении моделей и развивают свой эстетический потенциал [1, с. 69].
Таким образом, именно на уроках изобразительного искусства происходит художественно-эстетическое развитие школьников, потому что данный урок позволяет использовать различные виды деятельности декоративно-прикладного искусства, которые позволяют расширить кругозор школьников, а также раскрыть свои индивидуальные способности.
Список использованных источников
Асташова, Н.А. Художественные ценности личности как средство духовного воспитания молодежи / Н.А. Асташова // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. - 2013. - № 12 (31). - С.67-73.
Борев, Ю.Б. Эстетика: отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством / Ю.Б. Борев. – М.: Русь-Олимп: Рус.-Олимп: Астрель, - 2005.-829 с.
Васяева, А.Н. Сущность и содержание эстетического воспитания младших школьников [Электронный ресурс]/ А.Н. Васяева, Г.М. Сафарова, Л.У. Жданова// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVIII студ. междунар. заочной научн.-практ. конф. – М.: «МЦНО», 2015. - №9 (27) / URL: https://nauchforum.ru/studconf/gum/xxviii/8508. Дата обращения: 29.09.2021
Репринцев, А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: Сущность. Структура. Формирование/ А.В. Репринцев. – Курск, 2000. – 182 с.
Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/ В.Н. Шацкая. – М., 1987. – 344 с.