СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Коллективная деятельность.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о коллективной деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Коллективная деятельность.»

Статья. Коллективная деятельность.

А. Барбюс

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.

 

Девиз :

Что одному не под силу, то легко коллективу.

Сплотившись, даже слабые могучи.
 Учиться играя, а играя учиться!

Таким образом, обязательными признаками коллектива являются:

- Объединение детей во имя достижения определенной,  одобряемой цели.

- Наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.

- Целостность, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.

- Особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

И достоинство коллективной творческой деятельности как раз и состоит в том, что КТД – это сама жизнь или игра в жизнь: в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь происходила "игра творцов"  Здесь то ли играют, то ли живут этим… Здесь все вместе. Были определены правила работы в группе:

  1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.

  2. Нужно слушать и понимать друг друга.

  3. Нужно уметь договариваться.

  4. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

Положительные моменты использования методики КТД в развитии личностной сферы младших школьников:

- в коллективных творческих делах есть место каждому;

- в процессе участия к КТД выясняется, что не способных нет вообще;

- открываются в себе и в других таланты, о которых и не подозревали;

- создаются условия для развития творческой активности и вместе с тем формирования чувства ответственности, навыков коллективизма, организаторских способностей и других основ сознательной дисциплины;

- используются различные формы и нестандартные варианты;

- удовлетворяется актуальная потребность детей этого возраста в игре и творческой деятельности;

- создаются благоприятные эмоциональные условия, климат в коллективе, обеспечиваются условия защищенности для каждого ребенка.

Этапы работы учителя по организации коллективной творческой деятельности в классе:

- выдвижение цепочки конкретных воспитательных задач: раскрывать хорошее в каждом – вызвать интерес друг к другу, сдружить ребят и сдружиться с ними (на этом этапе мы провели игровой тренинг, целью которого было сплочение детского коллектива, снятие различных страхов, неуверенности в себе, снятие первых конфликтов, развитие заботы друг о друге);

- организация коллективных творческих дел, различных по своему характеру и содержанию с обязательным использованием всех стадий подготовки и проведения КТД, условий решения педагогических задач, поддержанием высокого эмоционального фона в коллективе;

- установление товарищеских отношений в цепочке "учитель-родители-дети";

- привлечение педагогов, работающих в этом классе, в совместную коллективную творческую деятельность;

- создание микроколлективов по взаимной симпатии, дружбе; введение творческих поручений микроколлективам, связанных с заботой о своем классе и окружающей жизни. Смена, чередование этих поручений через одну - две недели, использование этого приема для подготовки и проведения различных КТД.

(Микро)коллектив – это, пожалуй, самая боевая единица коллектива класса, которая может постоянно и активно действовать. Но происходит это при определенных условиях.

Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. На общем сборе обсуждались три основных вопроса:

- 1. Что было хорошего, что удалось и почему?

- 2. Что не получилось и почему?

- 3. Что предлагаем на будущее?

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: главным условием формирования мотивации совместной деятельности является включение школьников в реальный процесс совместной учебной и внеучебной деятельности, где сам ребенок является активным участником взаимодействия со сверстником.

Заключение

Важным условием человеческого существования является общение, которое возможно лишь в социуме, при взаимодействии с другими людьми. С начала жизни человек, так или иначе, оказывается включенным в различные группы: семью, школьный класс, спортивную команду, т.п. Взаимодействие личности и группы оказывает существенное влияние на развитие человека, его нравственное, эмоциональное, психическое становление.

Дети младшего школьного возраста крайне заинтересованы в том, чтобы войти в группу сверстников на равных. Этот возраст благоприятен для развития истинно коллективистских отношений. Реальность не всегда соответствует идеальному образу коллектива в педагогической литературе. В реальности в детских группах присутствуют и зависть, и агрессивность, и отвержение неугодных членов группы. Подобные вещи тормозят развитие личности ребенка, способствуют формированию различных отклонений в психике и поведении. Поэтому педагогам крайне важно помочь детям научиться работать совместно, ценить друг друга, помогать товарищам. Совместная деятельность младших школьников, безоценочная, творческая, созидательная, способствует нормализации социально-психологического климата в коллективе, реализации творческого потенциала каждого ребенка, повышению его самооценки, умению понимать и слушать другого, интересоваться мыслями и действиями своих товарищей.

Все это способствует формированию высоконравственной личности, ответственной, отзывчивой на нужды окружающих его людей и общества в целом.

В процессе данного проекта на начало- было 3 отверженных: Гриценко О., Слюсарев М., Бегенёв В. К концу проекта все дети включены в коллективную работу, на деле показали своё умение в работе и заслужили уважение ребят. В процессе работы эти дети открылись (и раскрылись, и для себя и для других) совсем с другой стороны

Выводы:

1. Первоначальная гипотеза о том, что развитие личности детей младшего школьного возраста будет проходить эффективнее при включении их в совместную деятельность, в ходе экспериментального исследования подтверждается ( работа по совместной деятельности будет продолжаться).

2. Совместная деятельность учащихся способствует формированию у них адекватной самооценки.

3. В процессе совместного выполнения задания развивается мотив сотрудничества и готовность ребенка к включению в совместную учебную деятельность.

4. Коллективная творческая деятельность способствует нормализации социально-психологического климата в коллективе.



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!