Статья. Коллективная деятельность.
А. Барбюс
Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.
Девиз :
Что одному не под силу, то легко коллективу.
Сплотившись, даже слабые могучи.
Учиться играя, а играя учиться!
Таким образом, обязательными признаками коллектива являются:
- Объединение детей во имя достижения определенной, одобряемой цели.
- Наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.
- Целостность, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.
- Особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
И достоинство коллективной творческой деятельности как раз и состоит в том, что КТД – это сама жизнь или игра в жизнь: в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь происходила "игра творцов" Здесь то ли играют, то ли живут этим… Здесь все вместе. Были определены правила работы в группе:
Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
Нужно слушать и понимать друг друга.
Нужно уметь договариваться.
Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).
Положительные моменты использования методики КТД в развитии личностной сферы младших школьников:
- в коллективных творческих делах есть место каждому;
- в процессе участия к КТД выясняется, что не способных нет вообще;
- открываются в себе и в других таланты, о которых и не подозревали;
- создаются условия для развития творческой активности и вместе с тем формирования чувства ответственности, навыков коллективизма, организаторских способностей и других основ сознательной дисциплины;
- используются различные формы и нестандартные варианты;
- удовлетворяется актуальная потребность детей этого возраста в игре и творческой деятельности;
- создаются благоприятные эмоциональные условия, климат в коллективе, обеспечиваются условия защищенности для каждого ребенка.
Этапы работы учителя по организации коллективной творческой деятельности в классе:
- выдвижение цепочки конкретных воспитательных задач: раскрывать хорошее в каждом – вызвать интерес друг к другу, сдружить ребят и сдружиться с ними (на этом этапе мы провели игровой тренинг, целью которого было сплочение детского коллектива, снятие различных страхов, неуверенности в себе, снятие первых конфликтов, развитие заботы друг о друге);
- организация коллективных творческих дел, различных по своему характеру и содержанию с обязательным использованием всех стадий подготовки и проведения КТД, условий решения педагогических задач, поддержанием высокого эмоционального фона в коллективе;
- установление товарищеских отношений в цепочке "учитель-родители-дети";
- привлечение педагогов, работающих в этом классе, в совместную коллективную творческую деятельность;
- создание микроколлективов по взаимной симпатии, дружбе; введение творческих поручений микроколлективам, связанных с заботой о своем классе и окружающей жизни. Смена, чередование этих поручений через одну - две недели, использование этого приема для подготовки и проведения различных КТД.
(Микро)коллектив – это, пожалуй, самая боевая единица коллектива класса, которая может постоянно и активно действовать. Но происходит это при определенных условиях.
Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. На общем сборе обсуждались три основных вопроса:
- 1. Что было хорошего, что удалось и почему?
- 2. Что не получилось и почему?
- 3. Что предлагаем на будущее?
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: главным условием формирования мотивации совместной деятельности является включение школьников в реальный процесс совместной учебной и внеучебной деятельности, где сам ребенок является активным участником взаимодействия со сверстником.
Заключение
Важным условием человеческого существования является общение, которое возможно лишь в социуме, при взаимодействии с другими людьми. С начала жизни человек, так или иначе, оказывается включенным в различные группы: семью, школьный класс, спортивную команду, т.п. Взаимодействие личности и группы оказывает существенное влияние на развитие человека, его нравственное, эмоциональное, психическое становление.
Дети младшего школьного возраста крайне заинтересованы в том, чтобы войти в группу сверстников на равных. Этот возраст благоприятен для развития истинно коллективистских отношений. Реальность не всегда соответствует идеальному образу коллектива в педагогической литературе. В реальности в детских группах присутствуют и зависть, и агрессивность, и отвержение неугодных членов группы. Подобные вещи тормозят развитие личности ребенка, способствуют формированию различных отклонений в психике и поведении. Поэтому педагогам крайне важно помочь детям научиться работать совместно, ценить друг друга, помогать товарищам. Совместная деятельность младших школьников, безоценочная, творческая, созидательная, способствует нормализации социально-психологического климата в коллективе, реализации творческого потенциала каждого ребенка, повышению его самооценки, умению понимать и слушать другого, интересоваться мыслями и действиями своих товарищей.
Все это способствует формированию высоконравственной личности, ответственной, отзывчивой на нужды окружающих его людей и общества в целом.
В процессе данного проекта на начало- было 3 отверженных: Гриценко О., Слюсарев М., Бегенёв В. К концу проекта все дети включены в коллективную работу, на деле показали своё умение в работе и заслужили уважение ребят. В процессе работы эти дети открылись (и раскрылись, и для себя и для других) совсем с другой стороны
Выводы:
1. Первоначальная гипотеза о том, что развитие личности детей младшего школьного возраста будет проходить эффективнее при включении их в совместную деятельность, в ходе экспериментального исследования подтверждается ( работа по совместной деятельности будет продолжаться).
2. Совместная деятельность учащихся способствует формированию у них адекватной самооценки.
3. В процессе совместного выполнения задания развивается мотив сотрудничества и готовность ребенка к включению в совместную учебную деятельность.
4. Коллективная творческая деятельность способствует нормализации социально-психологического климата в коллективе.