СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Коррекционно – развивающие упражнения и задания в игровой форме - как средство развития зрительной памяти и внимания учащихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье автор делится опытом работы по теме, приводит примеры разработанных ей коррекционныхупражнений и заданий в игровой форме на развитие зрительной памяти и внимания.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Коррекционно – развивающие упражнения и задания в игровой форме - как средство развития зрительной памяти и внимания учащихся с ОВЗ»»

Статья «Коррекционно – развивающие упражнения и задания в игровой форме - как средство развития зрительной памяти и внимания учащихся с ОВЗ». Учитель МКОУ «С(К)ОШИ» п. Нижний Куранах РС(Я) Мелихова С.В.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти.

Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форме предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. Человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применить свой личный опыт в практической деятельности, расширять свои знания, совершенствовать навыки и умения. Развитие памяти человека, особенно детской памяти основных ее процессов, основных характеристик памяти происходит в процессе разнообразных видов деятельности.

Изучение зрительной памяти умственно отсталых детей было проведено В.А. Сумароковой. Мнемическая деятельность умственно отсталых и нормально развивающихся детей имеет общие тенденции в своем развитии. Так, в структуре зрительной памяти у изучавшихся групп детей наиболее сформированными являются память на местоположение и цвет, менее – на форму и величину. Все изучавшиеся компоненты зрительной памяти находятся, в основном, на более высоком уровне сформированности у первоклассников специальной (коррекционной) школы, 6–8 летних дошкольников специального детского сада, чем у 4–5 летних массового детского сада. Однако, нормально развивающиеся дети в возрасте от 6 до 8 лет значительно их опережают по величине показателей продуктивности деятельности зрительной памяти в разнообразных условиях варьирования и характера запоминания материала, а также величины времени отсрочки.

Особенно важно для развития памяти с данной категорией детей в процессе учебной деятельности в каждое занятие включать игры и упражнения для развития памяти.

На своих уроках я использую коррекционные упражнения и задания в игровой форме, построенные на учебном материале. Задания не всегда соответствуют теме урока, но все связаны со швейным делом. Учитывая то обстоятельство, что дети быстро утомляются, что трудно удерживать их внимание, что с трудом переключаются с одного задания на другое, необходимо ребят увлечь, заинтересовать учебным процессом. Это можно сделать через игру. Ведь игра – это привычно и естественно для ребенка игра обязательно вызывает чувство удивления, а значит, и живой интерес к познанию, помогает усвоить материал. Обучение в игре и через игру позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным.

В процессе обучения ребенка важно активизировать его психический потенциал, развивать заинтересованность в освоении материала. С одной стороны эта работа проводится с детьми, испытывающими особые трудности в обучении: для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражение собственных мыслей. С другой стороны, поскольку основными формами коррекционной работы являются игры, упражнения ее можно проводить со всем школьным классом. Такие игры и упражнения помогут школьникам: снять усталость на уроке; активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников; дать ощущение свободы и раскованности.

Если игровые упражнения используются для «разрядки» на уроке, то участвует весь класс; длительность игры 5-7 минут; в одном игровом эпизоде могут использоваться 1-2 игровых упражнения из предлагаемого комплекса.

Приведу примеры используемых мной упражнений на развитие зрительной памяти, внимания, восприятия.

Упражнение 1. На слайде включаю различные картинки на 5 сек., даю установку запомнить изображение. Затем задаю вопросы, на которые ребята отвечают по памяти. Например: Слайд 1.Какие цвета одежды у девочек? Сколько мальчиков и девочек изображено на картинке? Какого цвета брюки у мальчиков?

Слайд 2. Что у закройщицы на шее? Что она держит в правой руке? Какие предметы у неё на раскройном столе? Слайд 3.Назвать по памяти профессии людей изображённых на рисунках.

1.2. 3.


Упражнение 2. Запомните в течении 5-7 сек. расцветки образцов тканей и порядок их расположения .Затем воспроизведите их по памяти зарисовав на опросном листе или записав под порядковыми номерами вид расцветки (1-цветы,2-полоски,3-горох,4- клетка, 5 – треугольники)рис.1


Рис.1

Упражнение 3. Запомните в течении 5-7 сек. предметы на рисунке и нарисуйте по памяти.


рис. 2.рис. 3.


Упражнение 4. На классной доске закрепить 6 фото различных моделей одежды или швейных инструментов или других предметов, соответствующих теме урока и предложить учащемуся за 5 секунд запомнить порядок расположения предметов, а затем учащемуся закрывают глаза, изменяют порядок расположения фотографий. Задание считается выполненным, если учащемуся удаётся восстановить порядок расположения фотографий.

Упражнение 5: за 5-7 сек. определить название швов на рисунке, которыми кокетки соединяют с основными деталями, написать их названия по памяти соответственно их номеру.( рис.4)

Упражнение 6: за 5-7 сек определить формы кокеток на рисунках, написать названия по памяти соответственно их номеру.( рис. 5).

рис.4 рис 5.





Упражнение 7: определить название ручных стежков, используемых для пошива мягких игрушек, написать их названия по памяти соответственно их номеру.

Упражнение 8: запомнить за 5-7 сек. какие формы заплат располагаются в углах и центре рисунка и написать ответы по памяти на опросных листах.рис.6

Рис.6

Упражнение 9: назвать отсутствующие линии на чертеже (например, изображен чертёж спинки с отсутствующими линиями проймы и низа и чертёж полочки с отсутствующей боковой линией и линией горловины) см.рис.7.

Рис.7.

Упражнение 10: дорисуй отделку изделия после показа эскиза изделия по памяти (для рисования предлагается тот же эскиз только без отделки см. рис.8).




Заключение:

Упражнения в игровой форме развивают у детей с ОВЗ внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Носкова Л.П. отмечает то, что целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности - предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему она складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. У умственно отсталых детей формирование целостного образа задерживается и без специального коррекционного воздействия развивается очень медленно. Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия (первый этап - узнавание; второй этап - создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов - форму, цвет, величину, наличие и соотнесение частей) .

Игры и упражнения нужно подбирать так, чтобы учащимся было интересно выполнять предложенные задания. Игры, упражнения – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Такая игровая деятельность детей влияет на формирование произвольности психических процессов. Так же игры формируют у школьника с нарушением интеллекта умение анализировать предметы, умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Если использовать упражнения для развития зрительной памяти на протяжении длительного времени, то память у детей будет развиваться.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!