СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Культурно-образовательная среда как средство личностного роста учащихся."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья

Просмотр содержимого документа
«Статья "Культурно-образовательная среда как средство личностного роста учащихся."»

Культурно-образовательная среда как средство личностного роста учащихся.

Концепция модернизации образования отдает приоритет воспитанию успешной социально значимой личности гражданина. Формирование культуры и социальной активности предполагает создание социокультурной среды, в которой учитываются различные аспекты воспитания ценностей, таких как духовно-нравственные, развитие творческого мышления, изучение и приобщение к национальной и мировой истории культуры, развития личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешной социализации личности.

Изменение ценностных ориентаций во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества отчетливо проявляется в трактовке назначения образования. Традиционное образование, направленное на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на подготовку их к жизни, сегодня уступает место более широкому определению назначения образования, а именно: становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности, реализация творческого потенциала. Задача образовательных учреждений, социума в целом – помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.

Культурная и образовательная среда является одним из важнейших условий подготовки подрастающего поколения к осознанной самостоятельной жизни. Культурно-образовательная среда разделяется на несколько видов:

  1. Культура среды образовательной деятельности.

  2. Культура педагогического коллектива, коллектива школьников, администрации.

  3. Культура родительского сообщества, взаимодействие родителей и педагогов.

Каждый вид образовательной среды самодостаточен и ярко выражен, имеет весомое значение при формировании личности.

Культурный потенциал учителя заложен в его вешнем виде, позиционировании себя по отношению к учащимся, в толерантном отношении к учащимся, владением речевого аппарата, в взаимоотношении между учащимися-учителем, родителями-учителем. Главная отличительная характеристика педагогического коллектива от любого другого состоит в специфике профессиональной деятельности. Главной задачей педагогов является обучение и воспитание подрастающего поколения. Уровень педагогической культуры, характер межличностных отношений, осознание индивидуальной и коллективной ответственности, уровень само организованности, сотрудничество-все это влияет на эффективность профессиональной деятельности педагогов и педагогического коллектива в целом. Именно данный факт является основным движущим механизмом для самоорганизации, самосовершенствованию и самореализации педагога. Педагогический коллектив находится всегда в тесном взаимодействии с ученическим коллективом. Развитие одного коллектива зависит от развития другого. Педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический - управляемой. Учительский коллектив, безусловно, выступает субъектом воспитания не только к ученическому коллективу, но и к самому себе.

Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить разносторонность учительской профессии. Современный учитель совмещает в себе функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды - формирование педагогической культуры родителей и общества в целом - становится одной из важнейших функцией педагогического коллектива. Многие учителя прибегают в своей работе к исследовательской деятельности. Учитель-исследователь сегодня - это педагог, способный выйти за пределы нормативной деятельности, тонко улавливающий преимущества и недостатки педагогических нововведений, способный самостоятельно осваивать, создавать и применять новые ценности и технологии в обучении.

Главной особенностью деятельности педагогического коллектива является сплоченная работа, умение работать в команде и взаимодействие педагогов. Индивидуальные усилия каждого педагога, особенно в среднем и старшем звене не принесут желаемого результата в обучении и воспитании. Только совместные усилия, направленные на желаемый результат обречены на успех. Однако, это не означает, что в педагогическом процессе присутствует однообразие. Единство учителей может проявляться во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, но определенные педагогические ценности создают основу единства действий учителей. К таким ценностям можно отнести любовь к детям, толерантность, педагогического творчества, общая и профессиональная культура, желание обогатить ребенка знаниями, умениями и навыками.

Одной из особенностей педагогического труда является отсутствие нормированного рабочего дня, так как педагог выполняет огромное количество рабаты в нерабочее время, таким образом, можно говорить о стирании временных рамок. Это часто является причиной перегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения. Наблюдения показывают, что в силу ряда причин материального, временного порядка резко сократилось число выписываемых литературных изданий, периодической печати, число посещений учителями кинотеатров, музеев и выставок, что является необходимым условием для духовного роста и обогащения внутреннего мира.

Взаимодействие педагогов и родителей имеет огромное значение при формировании сотруднических отношений между учащимися, педагогами и родителями. Результатом плодотворных сотруднических отношений является успешный образовательный и воспитательный процесс. Поэтому всем участникам данного сотрудничества необходимо организовать союз, направленный на достижение намеченных результатов. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умение осмысливать события, поэтому в решении ряда воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации. Часто испытываемые трудности в воспитании детей родителями, обусловлены недостаточными знаниями в области педагогического воспитания. На помощь в данном вопросе приходят различные формы взаимодействия педагогов и родителей, способы совместной деятельности и общения. К таким формам можно отнести индивидуальные беседы и групповые (родительские собрания). Родительское собрание — основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Классный руководитель (или администрация) направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Организаторами собрания являются члены родительского комитета (актива). Первые собрания, давая образец демократичного обсуждения вопросов, могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Все это влияет на целостный образ учителя, который влечет правильное восприятие и формирование социокультурной среды в образовательном учреждении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!