СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Лапта" как средство развития двигательных способностей.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная игра "Лапта" включена в школьную образовательную программа по предмету "Физическая культура". В статье раскрывается  роль игры в развитии двигательных способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Лапта" как средство развития двигательных способностей.»

Романенко Татьяна Леонидовна,

учитель физической культуры,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№3 г.Свирск»


«ЛАПТА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Работаю учителем физической культуры учащихся 5-11 классов по учебным программам в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. За учебный год изучаем следующие разделы – «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Волейбол», «Гимнастика», работаем над развитием двигательных способностей. Сложно научить детей только на уроках качественно играть в волейбол, баскетбол и бегать длинные дистанции, когда вокруг много соблазнов – современные гаджеты, игры и т.д.. Хочется их отвлечь от того, что делает их неподвижными и ограниченными в здоровье. Занимаясь в разных разделах программы, стараюсь разнообразить их учебную деятельность с помощью игрового метода, который помогает разнообразить урок, повышает его эмоциональность и мотивацию.

Мы перестали задумываться над глубинным смыслом словосочетания «физическая культура». В нашем понятии «физра» - это бег, прыжки, спортивные игры, ГТО. Но ведь на самом деле культура физическая, наряду с культурой музыкальной, культурой общения, культурой питания, составляет культуру общества. Поэтому важно пропагандировать народные спортивные игры, которые помогают осваивать программные спортивные игры.

Хочу вспомнить о некоторых популярных народных спортивных играх –«Вышибалы», «Городки», «Метание камней», «Лапта». Особое внимание хочу уделить лапте, как и в других подвижных играх, веками культивирующихся народом, ярко проявляется принцип преемственности поколений, заключающийся в возможности участия в забавах старых и малых, мальчишек и девчонок.

Многие современные дети и названия-то такого не слышали и понятия не имеют, что это за забава. Вот произнеси слово «бейсбол» - и вопросов не возникает. Так вот, эти два вида спорта схожи настолько же, насколько и отличаются друг от друга. И хоть сейчас в России русская лапта не так популярна, как американский собрат бейсбол, все же она не только жива, но и развивается! Ведь это наше национальное развлечение уже много веков подряд и сейчас движение набирает обороты. В городах создаются Федерации по лапте, которые проводят мастер-классы по проведению игры, а также соревнования регионального и всероссийского уровня.

Как играют в лапту? Для лапты не требуется ни специальных площадок, ни особых принадлежностей. Футбольное поле, спортзал, лесная поляна, а для соревнований лучше просторный спортивный зал с площадкой для мини-футбола. Инвентарь – бита и теннисный мяч.

Участвуют две команды. В каждой должно быть не больше 8 человек. Одна из них играет в нападении, вторая - в защите. Игрок атакующей команды с помощью биты мощным ударом отправляет мяч в поле, после чего игрок должен добежать до края площадки и вернуться назад. Задача обороняющихся - либо поймать мяч на лету, либо подобрать его и выбить им бегущего соперника. Если им удается это сделать, команды меняются местами. Побеждает та из них, которой удалось провести больше удачных серий подачи мяча.

Бита своими руками

Для того чтобы изготовить биту самостоятельно, нужно придерживаться определенных правил. Бита должна быть с круглым срезом, ее длина варьируется от 60 до 120 см, диаметр - не более 5 см. Рукоятка с утолщением на конце, ее диаметр - 2,5 - 3 см (так снаряд не будет выскальзывать из рук). Детям до 12 лет можно использовать плоскую биту для лапты. Ее длина должна быть не больше 80 см, а ширина - не более 6 см. Ширина рукоятки может доходить до 2 см. Вес любой биты для лапты не должен превышать 1,5 кг.

Из истории «Лапты»

Первые биты и мячи для игры, которые были найдены археологами на территории Великого Новгорода, относились примерно к XIV веку. Позднее, уже при Петре I, лапта вошла в обязательную программу подготовки солдат Семеновского и Преображенского полков и затем приобрела всеобщую популярность.

В Советском Союзе лапта тоже была достаточно известным спортом: до 1960-х годов в стране даже проводились официальные первенства. Потом о проведении крупных турниров забыли, но в 1987 году вышло постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», что дало русскому спорту вторую жизнь. В 90-х сформировалась Всероссийская федерация лапты, под эгидой которой и по сей день проводятся соревнования в 45 регионах.

О значении лапты очень метко сказал А.Куприн: «Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз…»

Немного о правилах игры для начинающих

Задача играющих заключается в том, чтобы за 40 минут (2 половины по 20 минут) набрать наибольшее количество очков, то есть совершить как можно больше полных перебежек (из города до кона и обратно). Каждая успешная перебежка игрока приносит его команде 1 очко. Жребий определяет команду «бьющих» и команду «ловящих». Первые занимают «город», вторые – «поле». «Бьющие» на площадке очередности выстраиваются друг за другом. Вот первый из них занимает площадку подающего и берёт в руки биту. Противоположная команда выделяет одного игрока для подачи мяча. Игрок «ловящих» подбрасывает мяч, а игрок «бьющих» сильным ударом биты стремится послать мяч как можно дальше в поле, лучше даже за границы кона (но в пределах коридора, ограниченного боковыми линиями поля).

Подающий должен так подбросить мяч, чтобы бьющему было удобно, в противном случае (если мяч дважды был подброшен неправильно и бьющий отказался от удара) команде ловящих начисляется 1 штрафное очко, и происходит замена подающего. Если бьющий промахнулся мимо мяча, или мяч пересёк (по воздуху) боковые границы поля, или после удара биты коснулся земли в штрафной зоне, - удар считается недействительным, и право на удар переходит к следующими игроку. Неудачник занимает место в пригороде. Если же мяч после удара улетел в поле (или даже за пределы кона), рикошетом от земли или игрока пересёк боковые границы, то в этом случае удар считается удачным и «бьющие» получают право на перебежку. Этим правом могут воспользоваться игроки, находящиеся в пригороде, на территории кона, и игрок, удачно ударивший. Бьющий может совершать перебежку только после того, как положит лапту на землю. В противном случае (если он выйдет с битой из города) команда получает штрафное очко. Конечно, можно «рвануть» из города и до выполнения удара, но дело в том, что «подавальщик» имеет право салить мячом наравне с товарищами по команде. Если ситуация складывается неблагоприятно для «бьющих», они могут и не совершать перебежки, тогда «ловящие» просто отдают мяч своему подающему, и игра продолжается дальше. Нужно запомнить одно важное правило: сделал шаг из города – беги до кона, назад шагнуть уже нельзя!

Конечно, хорошо перебежать из города до кона и обратно, сразу принеся команде заветное очко. Но можно остаться и на территории кона, передохнуть и подождать следующей возможности вернуться в город. Задача «ловящих» - помешать «бьющим» совершить перебежку, осалив перебегающих поле игроков мячом (в этом случае их команда получает 1 очко за каждого осаленного), или поймать мяч слёту («свечку»), пока он не коснулся земли. В случае «свечки» команды меняются местами и соответственно ролями. «Ловящие» не имеют право салить игроков на территории города и кона. Также не могут игроки «ловящих» перемещаться по полю с мячом в руках. Без мяча можно свободно передвигаться даже за пределами поля, а вот как только мяч оказался в руках – стоп! Можно или бросить по игрокам соперника, или сделать передачу партнёру по команде, который находится в более выгодном положении. «Бьющим» могут быть начислены штрафные очки за пересечение боковых границ поля («заступ») или если игрок забудет оставить биту в площадке подающего и с ней начнёт совершать перебежку. В случае, когда все бьющие не смогли правильно выполнить удар или вернуться из «кона» в «город» (т.е. когда опустеет «площадка очерёдности», команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

На уроке и во внеурочной деятельности обычно играют по упрощенным правилам, соблюдая элементарные правила игры, но для участия в официальных соревнованиях необходимо соблюдать строгие требования, которые прописаны в статьях правил судейства вида спорта "Лапта".

Играя в «Лапту» на уроке, во дворе или на соревнованиях можно увидеть на лицах ребят радость, азарт и желание бежать, чтобы принести заветное очко, при этом, без напряжения мы развиваем двигательные способности, не заставляя и принуждая их.

Список литературы:

  1. Костарев А.Ю. Русская лапта: «История и тенденции развития». – Теория и практика спорта. – 2005, №11, с.11-20.

  2. Скопинцев А.Г. Народные спортивные игры. – М.: Знание, 1990. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Физкультура и спорт»; №6, 44 с.

3. WWW.IRK.KP.RU: https://www.irk.kp.ru/daily/27156/4254636/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!