Погосян Т.П.
учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 23,
г.Армавир
Лингвистический анализ поэтического текста (фоника)
Аннотация:
Рассматривается фонетическая организация поэтической речи, с целью исследовать приемы семантизации звучания. За основу изучения и рассмотрения фоники стали тексты И.А. Бунина
Ключевые слова:
Звукообраз, звукосимволизм, лингвистический анализ, фонетический прием
Pogosyan T.P.
Teacher of Russian language and literature
MBOU secondary school Armavir, №23
Linguistic analysis of the poetic text (phonics)
Annotation:
The phonetic organization of poetic speech is considered in order to explore the methods of sound somatization. The texts of I.A. Bunin.
Keywords:
Sound image, sound symbolism, linguistic analysis, phonetic device.
Лингвистический анализ предполагает изучение формы, структуры текста, языковых его особенностей. Как учитель-словесник часто ставлю перед собой вопросы: как сделать урок интересным и плодотворным, что нового привнести в учебный процесс. На уроках русского языка своим учащимся предлагаю лингвистическую работу поэтического текста. Она позволяет выявить уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом.
Моя статья будет посвящена отдельному аспекту изучения языка поэтики – фоники. Фоника – раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. Основным принципом усиления поэтической выразительности речи заключается в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков - звуковая инструментовка.
Способность звуков стимулировать возникновение у читателя определенных ассоциаций принято называть звуковым символизмом. Звукосимволиз – закономерная связь между фонемами слова и мотивом (незвуковым признаком).
Звуковая организация поэтического текста ориентирована на звукопись (звукоподражание), благодаря чему создается семантическое поле – создание некоторого внутреннего звукового образа (звукосимволизм). Именно эти две функции – зрительность и внутренне звучание – выступают в органичное соединение.
В русском языке гласные и согласные звуки играют важную роль в поэтическом тексте. С их помощью авторы создают звучащие образы. Предметом моего исследования будет являться фонетическая организация поэтической речи И.А.Бунина. Обратимся к отрывку стихотворения «Листопад» и попытаемся определить: как звуки помогают создать образ дождливой осени:
Льет дождь холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат переплет.
Для того чтобы зрительно создать образ дождя и передать звуки дождевых капель, Бунин использует многочисленные повторы звука [л], [л”] – аллитерация. Мы назовем этот звуковой повтор темой [Л]. Поэт добивается гармонии, подбирает созвучные слова. Очевидно, перед нами образ неумиротворенного осеннего дня. Поэт описывает картину холодной осени, и ему в этом помогает еще один фонетический прием – диссонанс, что в буквальном смысле означает «нестройно звучит». Нарушение гармонии вносит разлад в поэтическую ткань стихотворения. Давайте выделим это неблагозвучие: [жд], [дн]. Аллитерация звуков [ж], [ст] дополняет ощущение сильного порыва ветра, срывающий листья с деревьев. Ощущают приход зимы и гуси, летящие «длинным караваном». Две последние строфы нам это явно дают почувствовать. Аллитерация звуков [дл], [н] (долгий) передают монотонность птичьего полета, направляющийся вдаль, несмотря на разбушевавшуюся непогоду. И. Бунин в этом четверостишии использует еще один фонетический прием – ассонанс (повтор ударных гласных звуков):
Льет дождь холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат переплет.
Звуковая инструментовка гласного [о] в первой строфе помогает читателю ощутить холод, зябкость, промозглость осенней погоды. Во второй и в третьей строфе ассонанс звуков [а], [и] передает мятеж, стон ветра, его буйство, а ударным центром смыслового восприятия становится протяжный звук [у] в слове «гуси». Тема [У] выражает гул и завывание ветра. Так Бунин маркирует грусть и печаль. В четвертой строфе мы видим повтор ударного звука [е], который усеивает напряжение. Создается некий призыв борьбы с разбушевавшейся стихией.
Обратимся к еще одному стихотворению И. Бунина «Осыпаются астры в садах»:
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
В первых двух строках поэт создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Поэт изображает детальную картину увядания природы. И такое зрительное ощущение читатель испытывает благодаря набору звуков-образов: [ст], [стр] (осыпаются садовые цветы и желтеет клен). Состояние природы сродни настроению лирического героя потому, что сам герой ощущает приближение осени (неизбежной старости) и с тоской смотрит на уходящий этап жизни, где были любовь и счастье. Душевную пустоту и холодность чувств маркирует звук [о] в слове «холодный». Аллитерация звуков [х], [ш] передает тишину осеннего пейзажа, словно замерло все вокруг. Создается ожидание чего-то.
Данный анализ помог нам понять, что поэт, как композитор, не бездумно подбирает звуки, а интуитивно выстраивает звуковую инструментовку, пытаясь привести в органичное единое фонику стиха с создаваемым им образом.
Литература
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. - М., 1976.
2. Качуровский И. Фоника. - М., 1994.
3. Качуровский И. Основы анализа языковых форм. Стилистика. Фигуры. Тропы. - Мюнхен; Киев, 1995.
4. Словарь литературоведчески терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева и С. В. Тураева. - М., 1974.
5. И.А. Бунин. Стихотворения. Серебряный век. – М.: Профиздат, 1996.
6. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Наука, 1972.