СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Метод проектов на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей обучающихся"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Метод проектов на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей обучающихся"»

Метод проектов на уроках изобразительного искусства

как средство развития творческих способностей обучающихся


Автор: Милющенко Оксана Леонидовна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ№92 Барабинского района

Новосибирской области


«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь»

Конфуций

Современность ставит перед человеком новые задачи и требует поиска новых путей решения. Обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой значимые цели и задачи, достигать их, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты. Задача современной школы формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, динамичность и конструктивность. Он должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями, быть коммуникабельным, креативным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Перед учителем встает вопрос: «Как организовать эффективную учебную среду?», «Как заинтересовать ученика, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции и самовоспитания?». Для ученика же остается актуальным вопрос: «Где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?».

Создание условий для успешного обучения школьников становится приоритетной задачей учителя. Практика показала, что нестандартные уроки изобразительного искусства формируют у обучающихся способность оригинально трактовать тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, позволяют творчески подходить к решению проблем, формировать индивидуальность. Психологический портрет современного подростка сложен и противоречив: говорлив, подвижен, критично относится к себе и ко всему, что делает. Поэтому при планировании урока изобразительного искусства мне важно создать атмосферу творческой доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, где каждый ученик получит возможность раскрыть свои возможности для самореализации.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Михаил Михайлович Бахтин – русский философ и литературовед в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими». В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и педагога Грундтвига, ему метод проекта обязан следующими идеями:

  • Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.

  • Школа должна основываться на фантазии, творчестве.

  • Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ученика нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»

  • Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?

  • В работе над проектом ученик выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.

Проектный метод обучения основан на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.

Чем же привлекателен метод проектов?

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям: обучающийся делает с удовольствием то, что выбирает сам, то, что ему интересно.

В-третьих, цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни.

В-четвёртых, выбор художественного материала, техники выполнения, индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает каждому ученику свой уровень развития.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, обучающиеся учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Важно отметить, что на уроках изобразительного искусства метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает развить интеллектуальный потенциал, повысить интерес к предмету, преодолеть пассивность и вовлечь учащихся в творческий процесс.


Учащиеся 5-х классов выполняют проекты по теме «Художественные промыслы», расписывая панно, разделочные доски, изготовленные на уроках технологии, совместно с родителями. Ученик выполняет под руководством учителя все необходимые этапы и, главное, видит результат своего труда, который имеет прикладную ценность.

В 6-м классе ученики изучают виды и жанры изобразительного искусство, активно осваивают разнообразные техники и приемы работы с художественными материалами.


Учащиеся 7-х классов выполняя проекты овладевают навыками конструктивной и оформительской деятельности.

Внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным плюсом применения метода является формирование метапредметных навыков и умений, умение находить оптимальные пути достижения поставленных целей. Основной задачей учителя, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения;

  • развивают системное мышление;

  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Проектная деятельность имеет важный воспитательный аспект. В результате выполнения проектов у школьников формируются:

  • трудолюбие;

  • способность самостоятельно принимать решение;

  • ответственность;

  • коммуникабельность;

  • изобретательность.

Используя метод проектов на уроках изобразительного искусства, учитель решает поставленные задачи художественного образования:

  • освоение и овладение элементарными практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • освоение знаний о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, скульптуры, дизайна, архитектуры;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, эстетического чувства и понимания прекрасного;

  • воспитание интереса и любви к искусству.

Что следует понимать под методом проектов?

В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учеников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.


Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. Под методом проектов в художественном образовании понимается система обучения, при которой школьники приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – творческих проектов.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету.

С точки зрения учителя проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать навыки проектирования это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы (цели) проекта.

Что требуется от учителя?

1. Умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

2. Владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

3. Умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;

4. Владение компьютерной грамотностью;

5. Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.


От учащихся требуется:

1. Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);

2. Владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатка информации на принтере;

3. Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.


Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;


творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника);

информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;

социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.



Проект на уроке изобразительного искусства.

Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того, он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

По содержанию проект учащегося может быть:

  • монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета)

  •  межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • краткосрочными,

  • средней продолжительности (от недели до месяца)

  • долгосрочными

Проект может быть индивидуальным и групповым

Классификация проектов

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы.

Коллективные проекты на уроках изобразительного искусства:

Недельные проекты выполняются в группах, по классам в ходе предметных декад эстетического цикла.

Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и во внеурочное время.

Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция или альбом по темам бытового, исторического или другого жанра.

Результат проекта может быть, как социально, так и личностно значимым. Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически. В течение одного учебного года можно разработать и осуществить несколько разных проектов. Каждый проект – это творчество, это личностное знание. Он расскажет о своем создателе гораздо многограннее, чем безликая оценка.

Метод проектов я использую на уроках изобразительного искусства по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно, индивидуальные проекты. Чаще всего проекты чаще всего носят творческий, исследовательский, информационно-практический характер. Метод проектов дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.


В зависимости от сложности темы проекта по продолжительности — это мини – проекты или краткосрочные, выполняются в течение 2–3 уроков. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ученика. В процессе творческой работы необходимо создавать ситуацию успеха, которая в свою очередь принесёт положительную динамику качества знаний учащихся, способствует развитию интереса к изучению предмета и повысит стимул работы.


Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.  Проектная деятельность позволяет научиться рациональной организации поиска знаний, и педагог создает на уроке такую среду, где у детей создаются первичные представления о конечном результате, постепенно разрабатываются этапы проектирования, воплощаются и анализируются результаты этой деятельности. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к проделанной работе, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются такие методы как:

  • метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;

  • метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

  • метод коллективных и групповых работ;

  • метод оформления работами учеников интерьера школы, класса…

Проектная деятельность развивает творческое мышление, фантазию и воображение, любознательность, способность импровизировать в процессе и при защите проекта. В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Она также позволяет развивать абстрактно-логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу. Проявляющаяся в проектной деятельности способность к правильному выбору способов и материалов, математический расчет затрат приводят и к выбору соотнесения размеров, формы, пространства, дизайна. При защите проектов вырабатываются навыки публичной проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!