СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Метод реконструкции текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены приемы реконструкции текста, способствующие лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Метод реконструкции текста"»

Метод реконструкции текста

Усвоение учебного материала зависит от его структуры. Структуирование содержания учебно-научного текста является важным этапом в формировании умения выделять смысловые блоки и реконструировать текст.

Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала способствуют такие приемы:

  1. Составление плана учебно-научного текста, инструкции применения правила, алгоритма.

  2. Составление схемы, алгоритма, правила.

  3. Представление теоретической информации в разной форме.

Эти приемы связаны с изменением формы предъявления информации при сохранении содержания.

Реконструкция текста как метод обучения состоит в поиске адекватной формы для передачи содержания знакомого учебно-научного текста с целью обеспечит его полное понимание. Основу реконструкции составляют не только вопросы что и как сказано в тексте, но и какова структура текста, каково соотношение признаков названного в нем понятия или какова иерархия понятий, суждений, умозаключений.

Реконструкция текста применяется во взаимосвязи с методом лингвосмыслового анализа. Реконструктивная деятельность направлена на формирование умений представлять вербальный учебно-научный текст в иной форме (плана, таблицы, схемы, алгоритма), а также умений читать таблицы, схемы, карта, переводить их в слово.

Одним из приемов обучения реконструкции текста является составление плана. Применяется преимущественно при подготовке к написанию изложений и сочинений. При обучении составлению плана предлагаются задания:

  1. Дополнить данный учителем план.

  2. Реконструировать готовый план.

  3. Сравнить данные планы, выбрать лучший и обосновать его положительные стороны.

  4. Воссоздать текст по составленному плану.

Составление таблицы- сложный вид деятельности, требующий владени такой интеллектуальной операцией, как традукция.. Она заключается в установлении многообразных причинно-следственных, условных связей между понятиями. Составляя таблицу, ученик должен постоянно учитывать содержание информации, представленной в разных столбцах и строках, и логику ее предъявления.

Формирование умения представлять текст в виде таблицы, схемы, алгоритма начинается с выделения оснований для такой реконструкции. Учащимся предлагается определить:

- какие явления сравниваются в тексте;

- по каким признакам;

- в чем сходство и в чем различие;

- в какой форме удобнее представить сходство и различие изучаемых явлений.

После этого школьники составляют таблицу и сравнивают полученный вариант с вербальным текстом, при необходимости внося изменения и дополнения.

Такие приемы способствуют развитию навыков работы с учебно-научным текстом. Реконструктивная деятельность направлена на формирование умений представлять вербальный учебно-научный текст в иной форме (плана, таблицы, схемы, алгоритма), а также умений читать таблицы, схемы, карта, переводить их в слово.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!