Просмотр содержимого документа
«Статья "Метод реконструкции текста"»
Метод реконструкции текста
Усвоение учебного материала зависит от его структуры. Структуирование содержания учебно-научного текста является важным этапом в формировании умения выделять смысловые блоки и реконструировать текст.
Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала способствуют такие приемы:
Составление плана учебно-научного текста, инструкции применения правила, алгоритма.
Составление схемы, алгоритма, правила.
Представление теоретической информации в разной форме.
Эти приемы связаны с изменением формы предъявления информации при сохранении содержания.
Реконструкция текста как метод обучения состоит в поиске адекватной формы для передачи содержания знакомого учебно-научного текста с целью обеспечит его полное понимание. Основу реконструкции составляют не только вопросы что и как сказано в тексте, но и какова структура текста, каково соотношение признаков названного в нем понятия или какова иерархия понятий, суждений, умозаключений.
Реконструкция текста применяется во взаимосвязи с методом лингвосмыслового анализа. Реконструктивная деятельность направлена на формирование умений представлять вербальный учебно-научный текст в иной форме (плана, таблицы, схемы, алгоритма), а также умений читать таблицы, схемы, карта, переводить их в слово.
Одним из приемов обучения реконструкции текста является составление плана. Применяется преимущественно при подготовке к написанию изложений и сочинений. При обучении составлению плана предлагаются задания:
Дополнить данный учителем план.
Реконструировать готовый план.
Сравнить данные планы, выбрать лучший и обосновать его положительные стороны.
Воссоздать текст по составленному плану.
Составление таблицы- сложный вид деятельности, требующий владени такой интеллектуальной операцией, как традукция.. Она заключается в установлении многообразных причинно-следственных, условных связей между понятиями. Составляя таблицу, ученик должен постоянно учитывать содержание информации, представленной в разных столбцах и строках, и логику ее предъявления.
Формирование умения представлять текст в виде таблицы, схемы, алгоритма начинается с выделения оснований для такой реконструкции. Учащимся предлагается определить:
- какие явления сравниваются в тексте;
- по каким признакам;
- в чем сходство и в чем различие;
- в какой форме удобнее представить сходство и различие изучаемых явлений.
После этого школьники составляют таблицу и сравнивают полученный вариант с вербальным текстом, при необходимости внося изменения и дополнения.
Такие приемы способствуют развитию навыков работы с учебно-научным текстом. Реконструктивная деятельность направлена на формирование умений представлять вербальный учебно-научный текст в иной форме (плана, таблицы, схемы, алгоритма), а также умений читать таблицы, схемы, карта, переводить их в слово.