СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Междисциплинарный подход к образованию. Пример урока " агрегатные состояния вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Междисциплинарный подход к образованию. Пример урока  " Агрегатные состояния вещества"

Просмотр содержимого документа
«Статья " Междисциплинарный подход к образованию. Пример урока " агрегатные состояния вещества"»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ.

ПРИМЕР УРОКА ПО ТЕМЕ «АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»


Ткач Надежда Тарасовна, учитель физики

МБОУ гимназии №2 г. Чехова Московской области


Современное образование предъявляет к учебно-образовательному процессу серьезные требования, которые включают в себя различные социально-педагогические составляющие.

Особое значение в преподавании приобретают не только предметные знания, умения, навыки, предметные результаты, но и метапредметные универсальные учебные действия, личностные достижения учащихся.

Постижение единства мира, природы, человека, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей невозможны посредством одного учебного предмета, что делает очевидным необходимость установления междисциплинарных, содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями.

Интеграционные процессы в сфере различных учебных предметов поддерживают неиссякаемый интерес к проблемам междисциплинарного подхода к образованию, разнообразные аспекты которого находят отражение в научно-методических работах различных авторов среди педагогов ученых и педагогов-практиков. [3]


Интеграционные процессы в образовании:




междисциплинарность




комплексность




интеграция понятий




взаимодействие




межпредметные связи





Существует значительное число психолого-педагогических исследований, посвященных междисциплинарным связям.

Так, психологические основы реализации междисциплинарных связей обоснованы в работах П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой-Миллер, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной и др. По мнению этих исследователей, истоки образования междисциплинарных связей, с психологической точки зрения, находятся внутри учебного предмета, поэтому установление связей между предметами является необходимым педагогическим условием для формирования системы знаний у обучаемых.

Различные аспекты реализации междисциплинарных связей в образовании представлены в исследованиях В.А. Далингер, М.А. Данилова, И.Д. Зверева, В.Н. Келбакиани, Ю.А. Кустова, В.Н. Федоровской и др., в которых обоснована объективная необходимость отражения взаимосвязей реального мира в преподавании, выявлена мировоззренческая функция междисциплинарных связей, их роль в развитии обучаемых, замечено положительное влияние междисциплинарных связей на формирование системы знаний обучаемых, разработана классификация междисциплинарных связей по различным критериям (основаниям), разработана методика скоординированного преподавания различных учебных дисциплин. [3]

Все естественные науки имеют один и тот же объект изучения - природу. Все вместе предметы естественнонаучного цикла - физика, химия, биология, география, астрономия - рассматривают разные составляющие природы, что приводит учащихся к пониманию взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов, например закона сохранения энергии. По мере познания этих наук учащиеся убеждаются, что глубокие прочные знания дают человеку большие возможности жить в гармонии с миром природы, учиться управлять этим миром и сохранять окружающую среду.

В природе физические, химические и биологические явления органически взаимосвязаны. В науке и производственных условиях человек сознательно комбинирует их в зависимости от заданной цели. В учебном процессе эти явления изучаются раздельно, т.е. искусственно разрываются их связи, нарушая не только логику предмета, но и время усвоения тех или иных понятий и закономерностей. Чтобы обеспечить целостное представление о структуре и организации материи, о качественных изменениях при переходе от одного уровня развития к другому и от физических явлений – ко всем другим необходимо осуществлять в преподавании межпредметные связи. Межпредметные связи могут иметь разные цели и выполнять разные задачи. Связи с химией, биологией, географией, астрономией могут способствовать более глубокому и качественному усвоению физики. [9]

Приведем пример организации междисциплинарного урока по теме «Агрегатные состояния вещества» на основе взаимодействия материалов из учебных дисциплин физики, химии и географии.

Структура урока:

Класс: 8, учебник А.В. Перышкина, Глава II «Изменение агрегатных состояний вещества», § 12 «Агрегатные состояния вещества»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями различных агрегатных состояний веществ, условиях их появления в природе, химических показателей состояний веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Задачи:

  1. научить детей выделять особенности веществ в различных агрегатных состояниях;

  2. воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к процессам и явлениям природы, памятникам природы;

  3. развивать познавательную активность и способности работать с информацией из различных источников.

Оборудование: учебник физики, химии, компьютер, проектор (/интерактивная доска), авторская презентация к уроку, выставка книг об изучении состояний веществ, энциклопедии по физике, химии, географии, образцы горных пород, коллекция веществ в различных агрегатных состояниях, оборудование для показа опыта перевода воды в различные состояния (или сюжет виртуальной лаборатории).

  1. Оргмомент (мотивация занятия, повторение правил техники безопасности при проведении опытов, пояснение плана работы на уроке).

  2. Актуализация опорных знаний о понимании определений: вещества, тела природы, явления природы, процессы в природе, состав веществ, физические явления. (фронтальная беседа с учащимися).

  3. Постановка проблемного вопроса о выделении особенностей веществ в природе и быту в различных агрегатных состояниях.

  4. Работа со словарем и учебником – трактовка понятия «агрегатное состояние».

  5. Анализ примеров (таблицы, картины, видеосюжеты) по показателям, характеризующим различные агрегатные состояния веществ на основе материалов по физике, географии, химии (возможна работа совместно с учителями этих предметов).

  6. Составление таблицы характеристик особенностей веществ в трех агрегатных состояниях. (по выводам учащихся)

  7. Пояснение учителя физики о процессах перехода веществ из одного состояния в другое. (демонстрация опыта на воде с помощью учащихся-консультантов)



  1. Пояснение учителя химии (или сообщение учащегося) об изменении расположения, характера движения и взаимодействия молекул вещества при переходе его из одного состояния в другое и применении этого процесса в производстве. (Формулирование вывода учащимися о том, что молекулы вещества при этом не изменяются. Определение особенностей молекулярного строения газов, жидкостей и твердых веществ)


  1. П ояснение учителя географии (или сообщение учащегося) об условиях при которых в природе изменяются состояния веществ (на примере круговорота воды в природе, извержения вулканов, процессов оледенения и т.д. с демонстрацией иллюстраций или видеосюжетов).

















































  1. Работа с вопросами, карточками по группам (или с интерактивной доской) по закреплению изученных материалов.

  2. Формулирование учащимися выводов по поставленным в начале урока целям.

  3. Подведение итогов урока, домашнее задание, выставление оценок в дневник.

Литература:

  1. Алексеевнина А. Методика обучения физике. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 168с.

  2. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. – М.: Совершенство, 1998. – 192 с.

  3. Исторический контекст становления междисциплинарного подхода к образованию. РГПУ им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://aspirantura-olimpiada.narod.ru/index/0-101

  4. Львовский В. и др. Деятельностный подход к физическому образованию школьников. – М.: Авторский клуб, 2015. – 140с.

  5. Никитина Е.Ю. Междисциплинарный подход к осуществлению коммуникативного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/14_APSN_2008/Pedagogica/32499.doc.htm

  6. Общие требования к стендовому докладу. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.myshared.ru/slide/689188/

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 191с.

  2. Самойленко П.И. Теория и методика обучения физике. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Сергунова Н.А. Межпредметные связи в преподавании физики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-1809



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!