СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Мнемотехника, переключение и логические операции как элемент подготовки к устному переводу"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Мнемотехника, переключение и логические операции как элемент подготовки к устному переводу"»

Макарова Г.В., учитель немецкого языка

МБОУ Школа №124



Мнемотехника, переключение и логические операции как элемент подготовки к устному переводу

Одной из приоритетных задач обучения иностранному языку, как известно, является обучение переводу. И, если письменным переводом рано или поздно овладевает 100% обучающихся за школьный курс, то похвалиться таким же успехом в отношении устного перевода, как показывает практика, нельзя.

Под устным переводом подразумевается, прежде всего, последовательный перевод. Необходимо прививать прочные навыки работы с устным текстом уже на начальном этапе обучения. Эта работа не означает освоение особого этапа в изучении немецкого языка; она предполагает использование тех знаний, которые уже имеются. В ходе тренинга знание языка закрепляется и совершенствуется.

Упражнения на освоение навыков устного перевода нацелены на разные задачи: это речевая техника, мнемотехника, переключение и логические операции, синтаксическое развертывание, речевая компрессия, пофонемный перевод, работа над активным лексическим запасом, работа с разными текстовыми жанрами. Остановимся на упражнениях по мнемотехнике как составной части работы над речевой техникой.

Упражнения этого раздела расширяют объем оперативной памяти, учат запоминать порядок следования компонентов и преодолевать опасный в переводе навык ассоциативного запоминания; предлагают вместо случайных ассоциаций надежные мнемообразы; формируют навык переключения с одного языка на другой; развивают умение совмещать запоминание с простейшими логическими операциями. Упражнения строятся на материале лексики основного словарного фонда, запас которой активизируется и закрепляется в ходе выполнения заданий.

При выполнении упражнений могут возникнуть различные индивидуальные трудности. Обучающиеся с повышенной речевой активностью будут повторять текст слишком быстро и все время догонять оратора – им придется научиться себя обуздывать и сдерживать. Обучающиеся с замедленной речью могут отстать слишком сильно и потерять нить речи. В любом случае, нужно прислушаться к тому, что говорит оратор в данный момент и начать повторять с этого места, отступив на положенное количество слов. Ни в коем случае не прекращать выполнение упражнения. Ведь это еще и тренировка психической выносливости.

Приведем примеры упражнений по мнемотехнике «Снежный ком». Упражнения этого подраздела не только расширяют объем оперативной памяти, но и учат воспринимать структуру предложения, различать обязательные и факультативные компоненты этой синтаксической структуры и служат предварительным этапом для усвоения навык компрессии. Некоторые из упражнений можно составить шуточными; они помогут снять напряжение на занятии.



Упражнение 1. Повторите за преподавателем доставшееся вам предложение №1, 2, 3 и т.д. По окончании каждый может проверить себя, запомнил ли он все предложение целиком.

  1. Земля вращается вокруг Солнца.

  2. Древние люди не верили, что Земля вращается вокруг Солнца.

  3. Древние люди не верили, что Земля вращается вокруг Солнца, полагая, что она представляет собой блин.

  4. Древние люди не верили, что Земля вращается вокруг Солнца, полагая, что она представляет собой блин, поддерживаемый тремя китами.

  5. Древние люди не верили, что Земля вращается вокруг Солнца, полагая, что она представляет собой блин, поддерживаемый тремя китами, а Солнце поднимается из-за одного края блина и заходит за противоположный край.

  6. Древние люди не верили, что Земля вращается вокруг Солнца, полагая, что она представляет собой плоский блин, поддерживаемый тремя китами, а Солнце поднимается из-за одного края блина утром и заходит за противоположный край вечером.



Упражнение 2. Последовательно переводите фразу за фразой на русский язык.

  1. Ionna starb am 26. Februar.

  2. Ionna, fruhere Konigin von Bulgarien, starb am 26. Februar.

  3. Ionna, fruhere Konigin von Bulgarien und Tochter des italienischen Konigs Viktor Emanuel des 111., starb am 26. Februar.

  4. Ionna, fruhere Konigin von Bulgarien und Tochter des italienischen Konigs Viktor Emanuel des 111., starb am 26. Februar im portugiesischen Exil in Estoril.

  5. Ionna, fruhere Konigin von Bulgarien und Tochter des italienischen Konigs Viktor Emanuel des 111., die alles versuchte, um die bulgarischen Juden vor dem Holocaust zu schutzen, starb am 26. Februar im portugiesischen Exil in Estoril.



Упражнение 3. Техника работы над этим «снежным комом» отличается от предыдущих. Первый учащийся повторяет за преподавателем первую фразу, второй – прослушав вторую – повторяет первую и вторую, третий – первую, вторую и третью и т.д.

  1. Один оригинальный официоз.

  2. Два диких дикобраза.

  3. Три трепетных тарантула.

  4. Четыре чумазых чародея чесали череп чудака.

  5. Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав.



Упражнение 4. «Снежный ком» на немецком языке.

  1. Ein einsames Ei.

  2. Zwei zahme Zebras.

  3. Drei dumme Denker.

  4. Vier falsche Philologen fangen Fische.

  5. Funf findige Fahrer verstehen Franzosisch nicht.

В процессе выполнения упражнений на занятии ничего нельзя записывать.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!