СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья:"Модель тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся старшего звена по предметам обществоведческого цикла"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья:"Модель тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся старшего звена по предметам обществоведческого цикла"»



Модель тьюторского сопровождения проектной деятельности учащихся старшего звена по предметам обществоведческого цикла.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации тьюторского сопровождения на всех этапах работы над проектом, подчеркивается важность поиска собственного интереса каждого учащегося как залога успешного проекта. Автор опирается на собственный опыт ведения предмета «Проектная деятельность».

Ключевые слова: проектная деятельность, тьютор, тьюторское сопровождение, саморазвитие, интерес

С проектной деятельностью человек познакомился на заре зарождения цивилизации. В ранних обществах это выражалось в появлении ремесел, создании мифов и иной творческой деятельности. И вот до сих пор человек работает над проектами, учась этому виду деятельности в школе. Философы считают, что проектная активность носит врожденный характер и основана на умении человека мысленно создавать модели будущего и воплощать их в жизнь. В широком смысле понятие «проект» означает все, что человеком задумывается, планируется; в переводе с латинского языка – «брошенный вперед» - замысел в виде прообраза какого – либо объекта.

Современное общество остро нуждается в воспитании активной личности, которая способна самостоятельно изучать, приобретать новые знания и оперировать ими, при этом ориентирована на общечеловеческие ценности и достижения современной цивилизации, способна к успешной самореализации и адаптации в быстро меняющихся условиях. В определении способов развития творческих способностей, обеспечения саморазвития, самообразования и самореализации личности в образовательном процессе наиболее подходящим является проектно – исследовательский подход, предназначение которого - в предоставлении обучающимся возможности самостоятельно приобретать необходимые знания для решения таких учебных проблем и задач, которые часто требуют интегрированных из различных предметных областей знаний, формировать учебно – познавательные умения и навыки исследовательской деятельности.

Актуальность проектной деятельности в образовании на сегодняшний день понимается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения особое внимание уделяет необходимости использования в образовательном процессе технологий системно - деятельностного подхода, методы проектной деятельности определены как одно из значимых условий реализации основной образовательной программы.

Организация проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении предусматривает создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и их тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве, что позволяет учащимся получить навыки самоопределения, предоставляет свободу множественного выбора образовательных траекторий, способствует профессиональному определению. Тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ проектной и исследовательской деятельности учащихся поможет им сориентироваться в открытом образовательном пространстве.

Тьюторское сопровождение – это сопровождение обучающегося в его индивидуальном движении, проектирование и построение образовательной программы, обучение принятию решений в различных ситуациях жизненного выбора. Главная задача тьютора - помочь ученику понять, что ему действительно интересно, как он может реализовать познавательный интерес, освоить новые способы действий, приобрести новые компетенции, которые будут востребованы и в учебе, и в проектной и исследовательской деятельности.

Вот уже несколько лет я веду предмет «Проектная деятельность» в 10-11 классах социально – гуманитарной направленности. Моей задачей становится не только обучение проектированию, исследованию, но организация поиска подлинного интереса каждого из учащихся, который иногда выходит за рамки школьного предметного содержания. Если удалось найти собственный интерес, то проект состоялся. Если же этого не происходит, то даже написанный по всем правилам проект будет неуспешен. Наиболее интересными становятся работы, посвященные событиям и людям Великой Отечественной войны, особенно на местном материале; исследование своей родословной; социальные проекты; в последнее время – творческие проекты по экономическому развитию муниципалитета.

В чем заключается моя роль тьютора проектов учащихся?

Начнем с первой стадии - выбор темы проекта. Хорошо, когда у учащегося есть сформированный интерес, или сфера интереса. В этом случае он сам выбирает тему для работы и задача тьютора – помочь скорректировать тему, если она слишком широка. В ином случае я подбираю возможные темы и через обсуждение с учащимся находим интересную для него. Если речь идет о групповом проекте, то данную тему мы совместно уточняем, изменяем, дробим.


Стадии работы над проектом

Действия тьютора

Выбор темы

Участие в отборе персонально актуальной проблемы, определение темы проекта;

разработка (помощь в разработке) вопросов, заданий;

определение гипотезы;

поиск путей решения проблемы

Планирование проекта

Составляется карта – схема ИОМ

Определение цели и задач проекта;

Формирование плана работы

Отбор ресурсов

Разработка проекта

Консультации;

координация поисковой деятельности учащихся;

помощь в оформлении проекта;

координация, корректировка исследовательской деятельности;

проверка результатов исследования;

помощь в оформлении проекта;

Оформление проекта

Проверка правильности оформления

Публичная защита проекта

Оказание помощи при подготовке защиты

Оценка результатов

анализ достигнутых результатов;

оценка эффективности проекта;

составление отчета о выполнении

Рефлексия на каждом этапе (участники получают

опыт действий на протяжении всего процесса

работы, а значит рефлексию следует проводить в

завершение каждого этапа)

Обсуждение;

оценивание каждого этапа работы,

рекомендации по улучшению работоспособности,

развитию умений и навыков, - именно

рефлексия обеспечивает достижение

образовательных результатов.


В результате такой модели тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающиеся получают возможность приобрести ценный опыт и навыки в работе над проектами, развивают свои компетенции в области коммуникации, управления проектами, анализа и оценки результатов деятельности.

Среди работ, написанных учащимися, хочется выделить несколько, чтобы показать диапазон интересов ребят:

Телига Елизавета Алексеевна «Практические рекомендации для облегчения общения ребенка с КИ в образовательном учреждении»

Сидорова Виктория Александровна «Весточка памяти»

Пискун Дмитрий Михайлович «Родословная моей семьи»

Богачук Анастасия Олеговна «Раевское городище в римский период»

Аксенов Сергей Артурович «Их именами названы улицы города. Цедрик Адам Данилович».

В последнее время у учащихся набирает популярность групповой проект. Работа в группе имеет ряд особенностей: групповое обсуждение, обучение друг друга, отработка, проверка, согласование действий партнеров, объединение результатов в итоговый общий продукт. У обучающихся развиваются навыки самоорганизации, самооценки, взаимооценки, повышается уровень самоконтроля, развивается взаимный контроль, коммуникативные навыки. Роль тьютора остается прежней, хотя и несколько видоизменяется: помощь в определении позиции каждого участника проекта, то есть его отношение к проекту в целом, организации совместной деятельности, распределении ролей или перераспределение, если на одну позицию заявлено несколько участников. Тьютор не принимает решение за участников проекта, но всегда помогает им осмыслить, осознать, прийти к соглашению друг с другом, с самим собой. Как результат – темп работы группы ускоряется, результативность возрастает.

Если мы хотим, чтобы дети создавали что – то новое, мы должны способствовать развитию их идей, познавательных интересов, способностей. Эмоциональный интеллект и эмпатия тьютора, сопереживание, соучастие человеку, познающему мир, очень важны. Все наши слова, действия отражаются на деятельности наших учеников. Поэтому в наших силах помочь нашим ученикам стать успешными, в частности, через проектную деятельность.

Список литературы:

  1. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения. Беспалова Г.М. Материал сайта http://festival.1september.ru
  2. Ковалева Т. М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения / Ковалева Т. М. // Завуч. - 2006. - N 8.

  3. Щенников С.А Открытое дистанционное образование. – М.: Наука, 2002. – 527 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!