СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Формирование финансовой грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Формирование финансовой грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира"»

Козлова Виктория Александровна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», студентка 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Руководитель: преподаватель, Харитонова Т. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация: Данная статья исследует проблему финансовой неграмотности среди детей и предлагает педагогам не только развивать знания детей о мире, но и обучать их финансовой практике, что поможет им стать экономически грамотными гражданами в будущем. Статья показывает, что предоставление детям возможности овладеть финансовыми навыками на ранних стадиях образования имеет важное значение для их будущего финансового благополучия.

Предлагается включить в программу уроков окружающего мира темы, связанные с понятием денег. Введение элементов финансовой грамотности на уроках окружающего мира помогает детям понять значимость финансовых решений, развить навыки управления деньгами и принимать разумные финансовые решения в будущем. Предлагаются конкретные методы и приемы для введения финансовой грамотности в учебный процесс.

В заключении статьи подчеркивается важность включения обучения финансовой грамотности в программу уроков окружающего мира для младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, финансовая грамотность, составляющие финансовой грамотности, условия формирования финансовой грамотности.



В современном мире финансовая грамотность стала неотъемлемой составляющей успешной жизни каждого человека. По мнению Е. Е. Парамоновой финансовая грамотность – это «совокупность знаний о финансовых ранках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознание последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения» [2]. Однако, к сожалению, большинство людей приобретает необходимые навыки только взрослыми, а дети остаются без должного образования в этой сфере. Возвращаясь к младшему школьному возрасту, необходимо понять, что же такое финансовая грамотность для младшего школьника, ведь в таком возрасте ребенок еще не планирует достигать финансовой свободы и не ставит перед собой грандиозные цели и задачи. Финансовая грамотность младшего школьника – это базовая система знаний, умений и навыков, необходимая для дальнейшего более углубленного освоения финансовых вопросов [4]. В связи с этим возникает необходимость введения составляющих финансовой грамотности в школьную программу, особенно на уроках окружающего мира.





Развитие финансовой грамотности у детей поможет научиться правильно распоряжаться деньгами, понимать основные принципы экономической системы и формировать ответственное отношение к финансам [3]. Уроки окружающего мира идеально подходят для изучения финансовой грамотности, так как они уже знакомят обучающихся с различными аспектами жизни и общества. Введение финансовой грамотности на этих уроках позволит объединить знания из разных областей и создать комплексный подход к формированию финансовых навыков у детей. Таким образом, школьники смогут усвоить основные принципы управления финансами и применять их в практической жизни уже на данном этапе своего развития. Помимо этого, необходимо учитывать условия для формирования финансовой грамотности [5].



Первоначальное понятие о деньгах и их использовании формируется уже в самом раннем детстве. Однако, без соответствующего обучения и практики, это понимание может оказаться поверхностным или неправильным. Развитие финансовой грамотности у младших школьников помогает им осознать значение денег, научиться правильно распоряжаться своими средствами и прививает ответственность за свои финансы.

Основная цель развития финансовой грамотности у младших школьников состоит в том, чтобы дать им навыки и знания, которые помогут им стать финансово ответственными и успешными взрослыми [7]. За время обучения на уроках окружающего мира, дети изучают основные понятия о деньгах, учатся считать и распоряжаться своими средствами [8]. Они также знакомятся с понятием бюджета, разбираются в различных формах оплаты и изучают основные принципы экономии. Однако, финансовая грамотность не ограничивается только вышеперечисленными навыками. Она также включает в себя понимание личного финансового планирования, умение отличить потребности от желаний и принимать решения при покупках. Дети должны научиться задумываться о последствиях своих финансовых решений и быть способными прогнозировать возможные результаты. Кроме того, развитие финансовой грамотности у младших школьников способствует формированию положительных финансовых привычек. Они будут знать, что значит быть ответственным за свои средства и научатся откладывать часть своих доходов.

Таким образом, развитие финансовой грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира имеет большое значение в современном обществе. Это помогает детям осознать значение денег, формирует правильные финансовые привычки и создает основу для успешного финансового будущего. Поэтому необходимо продолжать уделять должное внимание этой теме и развивать финансовую грамотность уже на начальных этапах образования.

Возрастные особенности младших школьников играют важную роль в процессе развития их финансовой грамотности. Дети этого возраста начинают осознавать свою материальную зависимость от родителей и окружающего мира. Они интересуются тем, каким образом получается деньги, как они используются и зачем они нужны. Младшие школьники имеют потребность в понимании финансовых принципов и навыков управления деньгами. Именно на этом этапе они формируют базовые представления о деньгах, бюджетировании и планировании расходов. Приобретение этих знаний поможет им справляться с будущими финансовыми вызовами [9].

Одна из потребностей младших школьников заключается в осознании цены товаров и услуг, а также способа их приобретения. Например, ребенок может задаться вопросом: "Сколько стоит купить новую игрушку?" или "Как я могу накопить деньги на покупку желаемой вещи?". Важно научить детей планировать свои расходы, а не просто тратить все деньги сразу. Также младшие школьники нуждаются в понимании различных форм оплаты и способов хранения денег. Они должны знать, что есть наличные деньги и электронные средства платежа, такие как банковские карты или мобильные приложения. Ребенок должен понимать, что каждая форма оплаты имеет свои особенности и риски.

Одной из важных задач финансовой грамотности для младших школьников является развитие навыков экономии. Дети должны уметь откладывать часть своих денег в копилку или банковский счет. Это поможет им понять концепцию накопления и значимость долгосрочных целей.

Кроме того, младшим школьникам нужно объяснить значение потребительской культуры и привить им навыки принятия обоснованных финансовых решений. Детям следует учиться сравнивать цены товаров и выбирать наилучшее предложение на рынке. Это поможет им стать более ответственными и осознанными потребителями в будущем.

Важно отметить, что развитие финансовой грамотности у младших школьников должно происходить не только на уроках окружающего мира, но и в повседневной жизни. Родители и педагоги должны создавать ситуации, которые помогут детям применять полученные знания на практике. Один из методов, который может быть эффективным при обучении финансовой грамотности, - это игровая деятельность. Игры помогают детям легче усваивать информацию и развивать навыки планирования бюджета, расчета затрат и определения приоритетов [10]. Например, можно провести симуляцию бюджетирования с помощью игры "Домашний бюджет", в которой каждый ребенок получает определенную сумму "денег" и должен распределить ее на покупку продуктов, оплату счетов и другие необходимые расходы. Такие игры помогут детям осознать важность планирования своих финансовых ресурсов [6].

Кроме того, активное использование интерактивных технологий может стать эффективным подходом к обучению финансовой грамотности. В настоящее время существует множество приложений и онлайн-платформ, которые помогают детям разобраться в основных понятиях финансового мира. Например, с помощью приложения "Мой бюджет" дети могут учиться вести учет своих расходов и доходов, а также получать рекомендации по экономии денег. Такие интерактивные технологии делают обучение более интересным и доступным для младших школьников.

Один из ключевых подходов к развитию финансовой грамотности - это формирование положительного отношения к деньгам и экономии. Для этого необходимо проводить занятия, направленные на формирование правильных ценностей и убеждений о значимости накоплений. Например, можно организовать проектную деятельность, в рамках которой ученики будут создавать свои мини-бизнесы или благотворительные акции. Такие занятия помогут детям понять, что рациональное использование денег может привести к достижению личных и общественных целей.

Неотъемлемой частью развития финансовой грамотности является изучение основных финансовых понятий и навыков. На уроках окружающего мира можно проводить занятия, посвященные основам банковского дела, инвестированию, страхованию и другим аспектам финансовой деятельности. Важно представлять информацию в доступной форме для детей, используя игровые ситуации или конкретные примеры из их повседневной жизни. Также необходимо уделить внимание развитию навыков планирования и прогнозирования своих расходов. Для этого можно проводить практические задания, в которых дети будут составлять семейный бюджет на определенный период времени или рассчитывать стоимость будущих покупок. Такие задания помогут детям оценить свои потребности и научат их контролировать свои расходы.

В заключении можно отметить, что развитие финансовой грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира требует использования разнообразных методов и подходов. Игровая деятельность, интерактивные технологии, формирование положительного отношения к деньгам, изучение основных понятий финансов и навыков планирования - все это поможет детям стать более ответственными и компетентными в финансовой сфере.











































Библиографического список:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  2. Бабинский, Ю. К. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабинский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. – Москва : Просвещение, 2020. – 479 с.

  3. Абалкин, Л. И. Новый тип экономического мышления [Текст] / Л. И Абалкин. – Москва : Экономика, 2001. – 192 с.

  4. Гловелли, Г. Д., Корлюгова Ю. А. Финансовая грамотность[Текст] / Г. Д. Гловелли, Ю. А. Корлюгова. – Москва : Вита-Пресс, 2014. – 128 с.

  5. Васильев, Ю. К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения [Текст] / Ю. К. Васильев, И. А. Сасова // Советская педагогика. – 1998. – № 1. – С. 25- 36.

  6. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране экономика: для детей младшего и среднего возраста [Текст] / И. В. Липсиц. – Москва : Триада, 2018. – 336 с.

  7. Федин С. Н. Финансовая грамотность [Текст] / С. Н. Федин. – Москва : Вита-Пресс, 2014. – 112 с.

  8. Евменова, Г. М., Меньшикова, О. И. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике [Текст] / Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова. – Москва : Просвещение, 2017. – 104 с.

  9. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СанктПетербург : Питер, 2003. – 992 с.

  10. Перминова, Л. Н. Логико-дидактический подход к обучению [Текст] / Л. Н. Перминова // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 18-26.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!