«Гражданско-правовое воспитание школьников»
Воспитатель детей с ОВЗ
Красноруцкий Денис Виталиевич
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат № 23»
Одной из основных задач воспитательной работы школы в современных условиях является совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию. В последнее десятилетия в России прошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих ля всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского гражданского и патриотического сознания.
Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим:
- самоопределение личности;
- уважение прав и свобод;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение к институтам гражданского общества;
- уважение к нормам и правилам современной демократии;
- справедливость;
- равенство человека перед законом;
- общественное благо;
- уважение к национальным традициям;
- ценность политического многообразия;
- патриотизм;
- готовность к разумному компромиссу;
- толерантность;
- правдивость.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
Гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучение и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у школьников таких свойств личности, как:
Чувство собственного достоинства, уважение к себе;
Требовательность к себе, ответственность;
Отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
Протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
Жизнестойкость, уверенность в себе;
Самообладание при промахе, ошибке;
Умение не падать духом при неудачах;
Умение радоваться жизни;
Вера в добро, в справедливость.
Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей – формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представление учащихся о зле. Угроза наказания может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.
На классных часах мы имеем возможности формирования у воспитанников понятия добра и зла, нравственности, самостоятельных представлений о благородстве и уважении к России.
Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у учащихся чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, к родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.
На уроках, классных часах и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию мы обогащаем знания учащихся о родном городе, крае, о Родине. Знакомим с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности» «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн». Подводим к пониманию того, что они – граждане России, страны, у которых есть права и обязанности.
На классном часе «Мои права и обязанности» через различные виды работ учащимся были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России, имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.
В этом учебном году у нас запланированы:
Серия классных часов нравственно-ориентированной и правовой тематики:
Конвекция о правах ребенка
Культура речи и культура поведения
Мои права и мои обязанности
Я – гражданин России
О нравственных отношениях юношей и девушек
Речь и этикет
Школа, в которой я учусь
Традиции моей семьи
Никто не забыт, ничто не забыто
Информационные классные часы:
Конституция России о правах и обязанностях граждан
Права инвалидов
О чем пишут сегодня газеты и журналы
Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики
Правила движения достойны уважения
Психологический тренинг:
Анкеты самооценки знаний, умений и качеств школьников в области самосовершенствования личности:
Знаете ли вы себя?
Воспитываете ли вы себя?
Умеете ли вы учиться?
С большим интересом учащиеся нашего класса в сентябре месяце участвовали в турнире «Я и закон», который проводили сотрудники государственной специальной библиотеки для слепых им. В.Я. Ярошенко. Они показали хорошие знания и стали победителями турнира.
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» (Плутарх)
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встает перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
Список литературы:
Бойкова А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., Знание, 1973г.
Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 года. - М., 2002г.
Васильев К.Ю. Гражданское воспитание учащихся. - М., 1992г.
Давыдов Г.П. и др. Правовое воспитание в системе работы школы. - М., 1976г.
Дьячкова С. Игры по праву в школе. // Учитель, №5, 2001г.
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., 2003г.