СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На традиционном уроке обучающиеся получают знания, в основном, двумя путями: от преподавателя или из учебника. Проблема заключается в том, что даже если обучающийся хорошо понял учебный материал в готовом виде, то он его быстро забывает. На следующих занятиях преподаватель вместе со студентами приходится вновь «проходить» изученный материал. А если прошло несколько недель, то изученная информация забывается практически полностью.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


На традиционном уроке обучающиеся получают знания, в основном, двумя путями: от преподавателя или из учебника. Проблема заключается в том, что даже если обучающийся хорошо понял учебный материал в готовом виде, то он его быстро забывает. На следующих занятиях преподаватель вместе со студентами приходится вновь «проходить» изученный материал. А если прошло несколько недель, то изученная информация забывается практически полностью.

Необходимы иные приемы работы с учебной информацией, обеспечивающие качественное и долгосрочное запоминание материала. Таким приемом является использование интеллект-карты, позволяющей фиксировать и запоминать значительные объемы информации. Прежде всего, рассмотрим определение интеллект-карты в различных источниках:

- метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы;

- диаграмма связей;

- техника визуализации мышления и альтернативной записи;

- отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать;

- графическое отображение процесса радиантного (ассоциативного) мышления.

Обратимся к истории вопроса об использовании интеллект-карт в различных сферах деятельности человека. Теоретическое обоснование интеллект-карт было впервые представлено миру весной 1974 году. Сам метод был предложен американским психологом Тони Бьюзеном, который считает интеллект-карты эффективным методом экономии времени на изучение информации. В нашей стране изучением этого метода занимаются ученые Санкт-Петербургского университета: Бершадская Елена Александровна и Михаил Евгеньевич Бершадский. В образовательной деятельности интеллект-карты чаще встречаются на уроках естественно-математического цикла.

Сложные взаимосвязи элементов, структур, процессов доступнее показывать посредством простых схем. Однако и в гуманитарных науках есть своя логика, иерархия, структура, - их тоже можно изобразить схематично. Восприятие обучающимися текстовой информации на уроке может быть самым разнообразным.

Интеллект-карты (далее ИК) позволяют увидеть глубину понимания материала: чем больше ассоциативных линий рисует обучающийся в ИК, тем более глубоко и разносторонне он понимает представленный учителем текст.

Аналогично сам студент может, согласно составленной ИК, создать текст, имеющий ту или иную смысловую нагрузку, и продемонстрировать глубину понимания того, о чем он пишет.

В любом из представленных вариантов обучающийся выражает индивидуальное восприятие информации и её смысла.

Например, при изучении на уроке литературы поэтических произведений С.А. Есенина, сначала предлагается ответить на вопросы:

- Кто написал стихотворение, что мы знаем об отношении автора к изображенному в тексте? Какова тема текста? Как мы это докажем? Через какие образы раскрывается тема в данном стихотворении? Какими словами автор характеризует каждый образ? В каких словах/предложениях/строках мы чувствуем отношение поэта к изображенному в тексте? Почему мы так решили? Что хотел выразить автор в этом стихотворении? Как мы это поняли? А что чувствуем мы, читая это стихотворение поэта?

Затем студенты составляют в паре интеллект-карту по данным вопросам. В центре пишут название стихотворения и его тему. Далее рисуют линии, связанные с обнаруженными в результате обсуждения в паре образами. От каждого образа чертят линии, обозначающие тропы и фигуры речи, характеризующие авторское отношение к изображенному в тексте. С противоположной стороны от образов указывают своё восприятие.

На следующем этапе обучающиеся объединяются в группы по 4-6 человек и представляют свои ИК, составленные в парах. В результате получается общий продукт группы – карта с уточнениями, дополнениями. Возможно разделение студентов на группы по направлениям: стилистика текста, языковые средства выразительности данного текста, синтаксический строй текста и др. По результатам работы в каждом направлении группы презентуют свои ИК. А в целом получается комплексный анализ предложенного текста.

В качестве контроля могут быть предложены на выбор, например: групповая защита проекта по составленной совместно ИК, индивидуальное сообщение, письменное эссе по ИК.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!