ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
На традиционном уроке обучающиеся получают знания, в основном, двумя путями: от преподавателя или из учебника. Проблема заключается в том, что даже если обучающийся хорошо понял учебный материал в готовом виде, то он его быстро забывает. На следующих занятиях преподаватель вместе со студентами приходится вновь «проходить» изученный материал. А если прошло несколько недель, то изученная информация забывается практически полностью.
Необходимы иные приемы работы с учебной информацией, обеспечивающие качественное и долгосрочное запоминание материала. Таким приемом является использование интеллект-карты, позволяющей фиксировать и запоминать значительные объемы информации. Прежде всего, рассмотрим определение интеллект-карты в различных источниках:
- метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы;
- диаграмма связей;
- техника визуализации мышления и альтернативной записи;
- отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать;
- графическое отображение процесса радиантного (ассоциативного) мышления.
Обратимся к истории вопроса об использовании интеллект-карт в различных сферах деятельности человека. Теоретическое обоснование интеллект-карт было впервые представлено миру весной 1974 году. Сам метод был предложен американским психологом Тони Бьюзеном, который считает интеллект-карты эффективным методом экономии времени на изучение информации. В нашей стране изучением этого метода занимаются ученые Санкт-Петербургского университета: Бершадская Елена Александровна и Михаил Евгеньевич Бершадский. В образовательной деятельности интеллект-карты чаще встречаются на уроках естественно-математического цикла.
Сложные взаимосвязи элементов, структур, процессов доступнее показывать посредством простых схем. Однако и в гуманитарных науках есть своя логика, иерархия, структура, - их тоже можно изобразить схематично. Восприятие обучающимися текстовой информации на уроке может быть самым разнообразным.
Интеллект-карты (далее ИК) позволяют увидеть глубину понимания материала: чем больше ассоциативных линий рисует обучающийся в ИК, тем более глубоко и разносторонне он понимает представленный учителем текст.
Аналогично сам студент может, согласно составленной ИК, создать текст, имеющий ту или иную смысловую нагрузку, и продемонстрировать глубину понимания того, о чем он пишет.
В любом из представленных вариантов обучающийся выражает индивидуальное восприятие информации и её смысла.
Например, при изучении на уроке литературы поэтических произведений С.А. Есенина, сначала предлагается ответить на вопросы:
- Кто написал стихотворение, что мы знаем об отношении автора к изображенному в тексте? Какова тема текста? Как мы это докажем? Через какие образы раскрывается тема в данном стихотворении? Какими словами автор характеризует каждый образ? В каких словах/предложениях/строках мы чувствуем отношение поэта к изображенному в тексте? Почему мы так решили? Что хотел выразить автор в этом стихотворении? Как мы это поняли? А что чувствуем мы, читая это стихотворение поэта?
Затем студенты составляют в паре интеллект-карту по данным вопросам. В центре пишут название стихотворения и его тему. Далее рисуют линии, связанные с обнаруженными в результате обсуждения в паре образами. От каждого образа чертят линии, обозначающие тропы и фигуры речи, характеризующие авторское отношение к изображенному в тексте. С противоположной стороны от образов указывают своё восприятие.
На следующем этапе обучающиеся объединяются в группы по 4-6 человек и представляют свои ИК, составленные в парах. В результате получается общий продукт группы – карта с уточнениями, дополнениями. Возможно разделение студентов на группы по направлениям: стилистика текста, языковые средства выразительности данного текста, синтаксический строй текста и др. По результатам работы в каждом направлении группы презентуют свои ИК. А в целом получается комплексный анализ предложенного текста.
В качестве контроля могут быть предложены на выбор, например: групповая защита проекта по составленной совместно ИК, индивидуальное сообщение, письменное эссе по ИК.