СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему : "Использование методов и приемов профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Использование  методов и приемов профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе"  может быть ипользована на педагогическом выступлении.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему : "Использование методов и приемов профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе".»


Использование методов и приемов профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.


В наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками начальных классов.


Профориентационная работа в начальной школе проводится с целью формирования у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.


Исходя из социально-экономических условий  и жизненной необходимости подготовки школьников  к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей, можно сформулировать следующие цели и задачи профориентационной работы начальной школы следующим образом:

Цели:

  • познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;

  • формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;

  • подготовить детей к выбору будущей профессии;

  • развивать интерес к профессиям родителей и наиболее развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.


Задачами профориентационной работы в начальной школе являются:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;

  • адаптация детей к жизни в обществе;

  • развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;

  • развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников;

помощь в профессиональном самоопределении школьников.



             Учитывая возрастные особенности младших школьников, отбираю критерии и показатели, формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вношу в них элементы игры, романтики, творчества.

Методы , применяемые на уроках по профориентации:

  • Беседа

  • Лекции

  • Экскурсии, классные часы

  • Наглядные методы

  • коллаж, кластер

  • Видеоролики

  • Презентации

  • Игры, викторины , интервью

  • Общественно полезный труд, конкурсы рисунков.


Учащиеся как начальной, так и средней школы открыты и восприимчивы к информации, полученной в процессе игры, поэтому применение игрового метода позволит достичь наибольших результатов.

  • Использую на уроках игровые методики для младших школьников, которые включают в себя: стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых, а также игры с пословицами «Профессии в ребусах»

  • Загадки о профессиях «Магазин»

  • «Бюро находок» « Кому что нужно?»

  • «Самая- самая» «Радуга профессий»

  • «Угадай профессию» «Доскажи словечко»

  • «Дерево семейных профессий»

  • «Азбука профессий»

  • «Кто есть кто?» « Кто где работает?»

  • «Начинающий журналист» « Кто что делает?»

  • «Чем пахнут ремесла?» «Секрет Чижа»

      Развитие представлений младших школьников о мире профессий осуществляю в процессе обучения при помощи разнообразных приемов работы: разноуровневые задания на уроках, сочине­ния о будущей профессии, коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры.

        Рассмотрим наиболее интересные из них.


Игры с пословицами . Собрать пословицы, объяснить смысл пословиц, угадать о какой профессии говориться в пословице.

Игра « Бюро находок» Учащимся раздаются в конвертах карточки с орудиями труда различных профессий, нужно угадать какой профессии принадлежат орудия труда, или каждой группе «врачам», «поварам», «учителям» дать задание отправиться в бюро находок и найти необходимые им предметы для работы.

Игра « Самая-самая» Класс делится на группы. Каждой группе дают названия самых-самых профессий. Н-р : самая денежная, самая детская, самая опасная, самая зеленая, и т.д

Загадки про профессии.

Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист,
Я весёлый ... машинист

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? Повар

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней. Врач, доктор.



Игра «Все о профессиях»

  1. Свой первый полет он совершил на голубом воздушном шарике, а ведь мог бы и на зеленом. Кто это? (Винни-Пух.).


  1. Кто является основоположником современной космонавтики? (Константин Эдуардович Циолковский)



  1. Первый эскиз вертолета сделан почти за полтысячи лет до появления вертолета. Эскиз сделал: (Леонардо да Винчи).


  1. Назовите известного российского модельера с именем Вячеслав (Зайцев).


  1. Назовите профессии девиц из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (повариха, ткачиха).


  1. Чем вместо бензина заправляли первый автомобиль? (Дровами).


  1. Это художник, но рисует он не на бумаге, а на лице или на теле (визажист).


  1. «Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов, она связана с искусством. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». (дирижер)



  1. Назовите специальность фотомодели, телеведущей Оксаны Федоровой (юрист).

  2. Назовите специальность киноактера Михаила Галустяна (экономист).

  3. Назовите специальность актера разговорного жанра, телеведущего, киноактера Павла Воли (учитель русского языка и литературы).


  1. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (коммерсантом, животноводом, фермером).


  1. Орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. (Ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.


  1. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе? скальпель, огурец, одеколон и ножницы
    (цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец – за щеку).




              Приемы проведения профориентации на уроке различны. Исходя из содержания логики урока, учитель может в форме отдельных замечаний и вставок, коротких рассказов и бесед, устных и письменных упражнений, предупредительных и контрольных диктантов, при выполнении творческих работ, решении задач, просмотра видеороликов пробудить или усилить интерес учащихся к предмету, к определенной профессии, познакомить их с отраслями народного хозяйства, предприятиями,  учреждениями,  с условиями труда и другими вопросами, необходимыми для сознательного выбора профессии.

       Таким образом, для начальной школы характерны игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

  1. Конец выступления.



Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня - и я буду знать Мудрец





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!