Статья на тему:
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»
Камневой В.И., учителя географии
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района
Тамбовской области
В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одной из особенностей стандартов нового поколения является обязательное использование деятельностного подхода и внеурочной деятельности. Одна из главных задач, стоящих перед учителями, в условиях модернизации образования – научить детей учиться, уметь находить нужную информацию из обилия различных информационных источников. В современном, динамичном мире в образовании высок интерес к исследовательским методам обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. [1.С.71-72]
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. [2.С.68-69]
Научить ребенка видеть красоту природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы. В качестве творческих заданий ребятам учитель может предложить подготовку сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов и научных ответов для одноклассников и младших школьников. Разносторонняя работа над исследовательской работой начинается в начальной школе и не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более глубоким. Прежде всего, это творческие задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. [3.С.5-6]
В основном большинство исследовательских работ и проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Педагогическая поддержка в этом случае выражается в организации взаимодействий между учащимися и между учащимися и педагогом.
К учебному исследованию надо готовить заранее учащихся. И самое главное - создавать условия для включения школьника в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой исследовательской атмосферы в школе.
Опыт показывает, что только четкая организация процесса, умелая координация работ на всех этапах, наличие коллектива учителей и учеников, увлеченных общей идеей сотворчества, практической значимости выполняемой работы для всех ее участников, позволяет добиваться хороших, стабильных результатов.
С ведением ФГОС работа по исследовательской деятельности продолжается в рамках внеурочной деятельности. [4.С.80]
В результате проведения уроков-исследований, постоянно выявляются дети, желающие работать по линии исследований во внеурочное время. Они приходят со своими различными идеями или просто с желанием работать и исследовать. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что — то новое, постичь неизведанное. У таких детей проявляется интерес и потребность в исследовательской и поисковой активности. Все это позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, учащиеся стремятся к открытиям, активному умственному труду и самопознанию. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности.
Ценность ученической исследовательской работы заключается в том, что дети учатся работать с литературой, извлекать из них необходимую информацию, обобщать прочитанное, критически подходить к материалам газет, журналов и Интернета, выполнять эксперименты, анализировать результаты, они проводят социологические опросы, работают с архивными документами, делают первые шаги на пути самостоятельного исследования. В процессе работы над исследованием также совершенствуется логическое мышление. Успехи детей подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций. [5.С.151-157]
В процессе исследовательской работы больше внимания надо уделять оригинальности композиции исследования, эмоциональности, убедительности, глубокому личностному осмыслению проблемы. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Учитель должен постоянно сопровождать учащегося в выполнении исследования, но не вмешиваться в творческий процесс, для того, чтобы ребёнок чувствовал самостоятельность выполнения работы. [6.С.124-125]
Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее.
Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся. Педагог со своей стороны должен заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься вместе с воспитанником на новую ступень знаний. В этом случае можно говорить о педагогике встречных усилий, то есть о ценностном отношении педагога и воспитанника к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержке, в готовности к совместной деятельности, развитых навыков сотрудничества, в определенных учебных достижениях.
Исследовательская деятельность для реализации педагогического потенциала в становлении мировоззренческой позиции должна строиться на принципах: доступности, естественности, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, культуросообразности. В своей работе с детьми учителя выбирают современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. [7.С.56]
Процесс реализации творческих идей достаточно длительный и требует особой организации, планирования и управления. Применительно к исследовательской работе этот процесс можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи. Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций школьного, муниципального, регионального уровней. Необходимо умело представить исследование, подготовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы.
Итогами исследовательской деятельности следует считать интеллектуальное, личностное развитие учащихся, рост их компетенции в выбранной теме для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Приобщение учащихся к исследовательской работе – это не дань моде, а один из способов активизации саморазвития ребёнка: самореализации, самовыражения, самоутверждения. [8.С.143]
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся одна из современных инновационных педагогических технологий, которые направлены на развитие творческого потенциала и способностей современной личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.
Список литературы:
1.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества, Москва, 2014, С.71-72;
2.Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по географии в обучении учащихся – М.: Просвещение, 2018, С.68-69;
3.Иванов Б. Н. Современная география в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2015, С.5-6;
4.Необычные учебные материалы по географии: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий / М.: Школа-Пресс. 2015, С.80. (Библиотека журнала «География в школе». Вып. 16);
5.Новикова Т. П. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2016, С. 151-157;
6.Савченко Н.А. Метод проектов в обучении учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.-М.: Просвещение, 2017, С.124-125;
7.Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ. 2006, С.56;
8.Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009, С.143.