СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Мотивация как путь формирования профессиональных ценностей учащихся"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивы это сложная и подвижная система, на которую можно влиять. Пути становления мотивации каждого учащегося индивидуальны и неповторимы. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Мотивация как путь формирования профессиональных ценностей учащихся"»

г.Уральск, ЗК АК «АТиСО», педагог-психолог Шналиева М.У

Мотивация- как путь формирования профессиональных ценностей учащихся.

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждый из его сторон, в особенности мотивационной. Уровень мотивации к обучению является основополагающим фактором, влияющим на результат обучения. В настоящее время существует несколько определений понятия «мотивация». Мотивация - это:

  • совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение;
  • совокупность мотивов;
  • побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направлен­ность;
  • процесс психической регуляции конкретной деятельности;
  • процесс действия мотивов;
  • механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуще­ствления конкретных форм деятельности; 
  • совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Все эти определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся.  Мотивация - это взаимодействие трех основных факторов: личностного, мотивационного и ситуационного, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений. Она определяется как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность». Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего квалифицированного специалиста. Поэтому, особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности учащихся. Мотивы- это сложная и подвижная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии учащихся был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь учащемуся в профессиональной адаптации и становлении. Повлиять на мотивацию могут все участники всего образовательного процесса: педагоги, администрация колледжа, родители и, конечно, сами учащиеся. Факторов, повышающих мотивацию к обучению, может быть много, но ни один из них не будет «работать», если нет внутренней мотивации, принятия учащимся той деятельности, в которую он включается. Главный мотив учения - внутренняя побудительная сила, когда учащийся осознает для себя значимость учебной деятельности.

Перед профессионально-техническим учебным заведением в условиях современной деятельности, стоит непростая задача - создать условия, при которых учащийся за время обучения смог бы не только овладеть специальными и общекультурными компетенциями, но и сформировать профессиональные ценности и качества. Формирование познавательной мотивации является ключевой проблемой в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат.

Одно из философских высказываний для мотивации студентов гласит: «Учеба - это не время. Учеба - это усилия», поэтому главную роль для формирования мотивации оказывает побуждение интереса учащихся к выбранной специальности. Пути становления мотивации каждого учащегося индивидуальны и неповторимы. В Западно-Казахстанском академическом колледже «АТиСО», одной из ключевых и знаковых проблем, является как раз мотивированность учащихся на учебный процесс и на жизнь колледжа в целом. В связи с этим, перед педагогами колледжа ставится цель создание психолого-педагогических условий развития мотивации учебной деятельности учащихся, а именно:

-способствовать осознанию учащимися собственных личностных качеств и развитию профессионально значимых качеств;

-способствовать осознанию учащимися своей индивидуальности и ее развитию;

-усилить внутреннюю учебно-познавательную мотивацию;

-сформировать положительное отношение к учебному процессу;

-создание для учащихся «ситуации успеха».

Например, организуя работу с учащимися можно использовать групповой метод работы, так как данная работа обладает наиболее эффективной и обладает большими потенциальными возможностями. Учебная группа в целом оказывает большое влияние на обучение. Групповая и совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы деятельности и «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Кроме того, каждый учащийся группы, имеет возможность индивидуальной самореализации и повышение качественного мотивационного настроя и заряда. Мотивация учебной деятельности учащихся относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности профессионального становления будущего специалиста. Задача состоит в том, чтобы опираясь на правильный подход создавать все условия для положительного формирования и развития профессионально-ориентированной личности.

Для эффективного формирования учебной мотивации необходимо перейти от технологий запоминания учебного материала к технологии творческого обучения, развития активного мышления обучающихся, их умения самостоятельно решать нестандартные задачи и ситуации, побуждая потребность в познании, исследования, проектирования, совершенствуя мыслительную и практическую деятельность студентов. Мотивация — один из основных драйверов достижения целей в любой отрасли, в т.ч. в процессе обучения. Без мотивации зачастую сложно добиться определенных результатов, тем более, если для их достижения необходимо преодолевать препятствия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!