СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Несколько советов начинающим учителям истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для начинающих учителей истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Несколько советов начинающим учителям истории и обществознания"»

Несколько советов начинающим учителям истории и обществознания


«Опыт — самый лучший наставник.»

Овидий, Публий Овидий Назон


Вот и пришла нам достойная смена, молодая поросль – здоровая, умная, креативная, но совсем ещё зелёная, которая панически боится старших классов, боится, что не справится с подготовкой ребят к экзаменам. Соглашусь с ними в том, что ОГЭ и ЕГЭ – это серьёзный этап не только для учеников, но и для учителей. И готовиться к нему нужно задолго до самой сдачи экзамена.

А если по-порядку? Работа учителем начинается не первого сентября, гораздо раньше – летом, во время отпуска, в августе, когда нет шума и гама в школьных коридорах, когда не довлеет над тобой администрация школы с очередными отчетами. И первым делом нужно подготовить УМК – учебно-методический комплекс дисциплины - стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля. В структуру УМК по истории входит культурно-исторический стандарт, рабочая программа по предмету, тематическое планирование. Конечно, вновь принятому молодому специалисту очень сложно разработать такой документ самостоятельно, поэтому необходима помощь учителя-наставника.

Второй момент – отношение к урокам. Никогда не приходите в класс, неподготовленными, ибо дети – тонкие психологи, на каком-то невидимом уровне чувствуют любую фальшь со стороны учителя. Доверие детей можно потерять сразу и навсегда. План урока, карта-схема урока, в котором расписаны цели, задачи, методы и средства достижения цели, список ребят, которых планируете опросить, домашнее задание – все это помогает организовать урок со знаком плюс. Не имея плана урока, легко растратить драгоценное время и не получить в итоге положительного результата, да и проблема накопляемости оценок в журнале – постоянный бич молодых педагогов отпадает сама собой.

Дисциплина на уроке. Все понимают, что это непреложная истина, но как этого добиться? Просто. Зайдя в класс со словами «Здравствуйте» и до слов «Урок закончен» учитель обязан быть капитаном на корабле, контролировать каждое действие ученика, каждое слово, каждый взгляд ученика. Никогда не продолжайте вести урока, если, хотя бы один ученик отвлекся. Сложно? Да, Время теряется, но если педагог с первых уроков заявит о себе как о строгом, но справедливом учителе, необходимости в наведении дисциплины не будет.

Далее. Современный ученик избалован технологическими новшествами эпохи, в массовом порядке прекратил готовиться к урокам дома, всю информацию предпочитает в лучшем случае находить в интернете, благо гаджеты есть у каждого второго. В такой ситуации мотивировать ученика на учебу представляется достаточно проблематичным, но это только на первый взгляд. Вы любите свой предмет, вы имеете высшее образование – ваша прямая обязанность сегодня научить детей учиться. Для этого имеются различные подходы, лично я использую такие формы, как интересный рассказ, особенно, если это касается войны, работа в паре – если необходимо дать анализ какому-то событию или явлению, практическую работу с учебником в среднем звене, с источником – в старшей школе. Кстати работа с «Рабочими листами», которые я готовлю по разным параграфам для разных классов, популярна у слабых учеников – как правило, за самостоятельную работу с учебником можно получить достойную отметку. Дайте понять ученику, что вы заинтересованы в его отметке не чуть не меньше, чем он сам, дайте ему возможность проявить себя в разных домашних заданиях – составить кроссворд по понятиям темы, составить тест по теме, подготовить небольшое сообщение о великом человеке или об интересном событии, главное – самостоятельно, не «слизанное» с интернета. Все это расширит кругозор ученика, поможет ему лучше понять предмет. Но, несмотря на это, в обычной общеобразовательной школе, где отсутствует возможность углубленного изучения дисциплины, ученики затрудняются с анализом современной истории, путаются в многочисленных фамилиях политических лидеров, не понимают или просто не знают о международных проблемах. Я решаю эту проблему просто – на каждом уроке истории и обществознания ученики 11 класса по очереди готовят 5-ти минутный новостной блок о ситуации в России и за рубежом. Говорим о наиболее значимых событиях, о их оценке со стороны политологов. В конце третьей четверти каждый выпускник индивидуально готовит презентацию по выбранной самим теме.

Данный инновационный проект ставит своей целью сформировать ключевые компетенции учащихся на уроках истории и обществознания с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Постоянная подготовка к урокам, разноуровневое обучение, проведение различных типов уроков - урок-лекция, урок-путешествие, урок-практикум, интегрированные уроки, все это будет пустым словом, если у учителя не будет разработана и осуществлена система контроля знаний. У меня она сложилась с течением времени в следующую структуру:

* «нулевой» срез знаний в начале учебного года, в начале учебной четверти. Цель – оценить остаточные знания по предмету, отметки в журнал выставляются только положительные, «двойки» сигнализируют о необходимости дополнительного повторения основных вопросов темы.

* планируемый рабочий опрос учеников на уроках по схеме - устный ответ, работа по индивидуальной карточке, творческое задание, самостоятельная работа на уроке, работа в тетради на печатной основе для желающих улучшить свою оценку (отказалась от применения тетрадей на печатной основе на уроке ввиду невозможного сочетания данной тетради с рабочей тетрадью ученика).

*контрольная работа по теме.

Все письменные работы оцениваю по одной схеме, с которой ученики знакомы – «5» - 85-100 % выполненной работы; «4» - 65-84 %; «3» - 45-64%; «2» - менее 45 %. При такой схеме отпадают проблемы с выставлением отметок - 30% учеников из 100 всегда опрошены и согласны с отметкой.

Что необходимо знать молодому педагогу о проведении контрольных работ?

1 Текст работы необходимо составлять по программе, но учитывая индивидуальные особенности класса

2. Оценивание контрольной работы производить по строго определенной схеме

3. После каждой контрольной работы проводить анализ работы, неформально, а с разбором допущенных ошибок.

При таком подходе возникает вопрос – где взять время? Составить планирование так, чтобы после каждой контрольной работы был урок-повторение, на котором и провести анализ.

Мотивацию ученика можно и нужно повысить, используя их участие в различных предметных конкурсах. Конечно главная работа учителя в этом направлении – подготовить учеников к Всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию. С наиболее мотивированными учащимися необходимо организовывать исследовательскую работу по изучению истории родной местности Мои ребята изучали историю появления памятника, посвященного ВОВ, биографии выдающихся жителей поселка. Но на олимпиаду попадают лучшие из лучших, исследовательской работой по истории интересуются ребята с гуманитарными наклонностями. А что делать остальным? Остальных привлекать к участию в различных конкурсах. К сожалению, сегодня на учителя и ученика сыплется шквал различных конкурсов, причем, платных. Поэтому учителю нужно быстро ориентироваться в этом потоке, выбирая для своих учеников действительно нужные и интересные конкурсы. Мои ученики полюбили такие конкурсы как предметный молодежный чемпионат по истории и обществознанию, организованный Пермским Центром развития одаренности, «Золотое Руно» по МХК, организованный Центром продуктивного обучения г.Санкт-Петербурга, Межрегиональный Интернет-чемпионат для школьников 3-11 классов «К вершинам профессии», организованный Ульяновским государственным техническим университетом.

И напоследок. Несколько мини – советов на тему «Никогда»:

*Никогда не унижайте ученика ни в классе, ни в индивидуальной беседе

*Никогда не анализируйте в классе учебу ученика, если он этого сам не попросит

* Никогда не давайте возможности усомниться в вашей некомпетентности

*Никогда не изменяйте своему слову – если сказал, что весь класс остается после уроков для дополнительного занятия, добейся этого.

Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!

А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!

Если, прочитав мои советы, воспользуетесь ими - Вам гарантировано уважение со стороны учеников. А прислушаться или нет – это ваше дело.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!