СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Новые технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка даёт хорошие результаты.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Новые технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку".»

Новые технологии, которые используются в начальной школе при обучении русскому языку.

Цель работы: исследование новых педагогических технологий в преподавании русского языка, их влияние на качество обучения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

·изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;

·рассмотреть современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении;

·проанализировать новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение);

·рассмотреть принцип наглядности в преподавании русского языка, а также средства реализации данного принципа.



Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

Я, учитель начальных классов и работаю в городе Жуковском в МОУ СОШ №15 с русским этнокультурным компонентом. Важнейшей проблемой, волнующей меня и всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителя стали вводить в практику школ новые технологии. В педагогической практике действует уже более 50 видов новых технологий. Уроки с использованием таких технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку. Таким образом, при обучении русскому языку в начальной школе, я решила использовать инновационные технологии. Считаю своей главной целью пробуждение у учащихся интереса к уроку и предмету. В этих целях стараюсь разнообразить формы и методы обучения, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал к уроку, технические и художественные средства, морально поощряю малейшие усилия и успехи учеников. Для этого хороши все средства — и интересный рассказ, и введение в урок элементов состязательности, и яркие иллюстрации, и костюмы героев из знакомых сказок, и подбор проблемных заданий и другие. Содержание программного материала по русскому языку позволяет провести очень много уроков с использованием инновационных технологий. Перечислить все многообразие технологий, наверное, невозможно, так как творчески работающий учитель каждый раз открывает для себя и своих учеников все новые и новые конструкции. Я выделила наиболее часто встречающиеся в начальной школе технологии: игровые, модульные, проектно-исследовательские, уровневой дифференциации.

На уроках русского языка выработке навыков правописания и развитию зоркости помогает разминка – каждодневная, кропотливая работа. На разминку я отвожу 7-10 минут в начале каждого урока. Задача этого этапа – актуализация знаний, повторение материала по всем изученным темам. Организация разминки, на мой взгляд, имеет важнейшее значение для достижения хорошего общего результата, т. к. материал и по грамматике, и по орфографии, и по пунктуации уже к концу 4-го класса изучен огромный, и важно его постоянно «освежать» в памяти и оттачивать. На разминке большая часть материала повторяется в устной форме. Это, с одной стороны, позволяет сэкономить время, а с другой, полезно тем, что позволяет воспринимать орфографические и пунктуационные трудности на слух, так, как это и бывает на диктанте. Какие же формы работы я беру для разминки:

1. На каждом обучающем уроке проверка домашнего задания с обязательным «озвучиванием» выполненных грамматических разборов.

2. На каждом уроке во время разминки скандируются словарные слова. При скандировании очень важно добиться, чтобы дети совершенно чётко произносили слова, т. к. они должны на слух запоминать, как они пишутся.

3. На каждом обучающем уроке повторяются знания по грамматике, орфографии, пунктуации.

Как уже отмечалось, в 4-м классе изучен очень большой материал по синтаксису и пунктуации, и надо, чтобы дети всё время держали его в голове. Для этого на каждом обучающем уроке используется ряд приёмов из числа следующих:

1. Хлопками при повторном чтении отделить простые предложения в составе сложного.

2. Игра «Я - тебе, ты - мне». Я читаю предложение, а учащиеся должны повторить их со знаками препинания и объяснить их. Приведу пример такой игры из одного урока. Итак, дети возвращают мне со знаками препинания следующие предложения: А) Сверху слышался лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. Б) С тобой, Дима, я пошёл бы в разведку. В) Ранней весной, в начале марта, мама высадила рассаду. При такой работе важно, чтобы предложения были не очень длинными, так как дети должны их легко запомнить и быстро воспроизвести со знаками.

3. Составить схемы данных предложений. Предлагается 4-5 предложений разной структуры.

4. Продолжить предложение в соответствии с поставленными задачами: - присоединить простое, чтобы получилось сложносочинённое; - присоединить простое, чтобы получилось сложноподчинённое и т.д.

Все эти задания провожу в игровом оформлении или, как их еще называют, игровые технологии . На всех уроках русского языка стараюсь использовать как можно больше новых технологий. Поэтому все чаще ввожу в практику работы уроки-игры: «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и другие. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ученые считают, что игра развивает внутреннюю речь и логику. В игре растущий человек познает жизнь.

На уроках русского языка использую компьютерные технологии . Компьютерную форму урока можно отнести к одному из вариантов интегрированного урока. Возможна, конечно, интеграция уроков русского языка и с другими учебными предметами. Содержание и формы проведения такого урока особо окрашиваются использованием межпредметных связей. Они становятся как бы доминантой организации учебной деятельности учащихся. На уроке происходит процесс объединения, сближения и связи нескольких школьных предметов в один урок. Это стимулирует познавательную деятельность учащихся.

В своей практике можно использовать программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам:

- «Улица Сезам», «Видеобукварь» - обучение грамоте;

- «Домовёнок учится считать», «Весёлая математика» - математика;

- «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - окружающий мир и многие другие.

На уроках русского языка можно использовать и модульные технологии обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Рассмотрим в качестве примера структуру ведущего модуля «Имя прилагательное». Он состоит из нескольких подтем: «Прилагательное как часть речи», «Разряды прилагательных», «Не с прилагательными» и т. д.

Эти подтемы - рубежные модули.

Рубежный модуль «Не с прилагательными» изучается на разных типах уроков: усвоение новых знаний, закрепление, комплексное применение и т. д.

Типы уроков - это уроки-модули.

Урок – модуль «Усвоение новых знаний» состоит из нескольких этапов: организационный, проверка домашнего задания, подготовка к активной познавательной деятельности и т.д. Каждый этап урока – это учебный модуль. На каждом этапе учащимся предлагаются учебные задания – учебные элементы (УЭ). Каждое задание в УЭ решает какую – то учебную задачу, т. е. это единица усвоения.

Такова структура модуля.

Технология модульного обучения может применяться на разных типах уроков. Применение ее на уроках обобщения и систематизации наиболее эффективно, так как часто бывает проблематично за 1-2 урока проработать материал, изучавшийся на протяжении 15 уроков и опросить всех учащихся по всем контрольным моментам темы, а на модульном уроке такая возможность появляется.

В представленном уроке «Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное » 7этапов, т. е. 7 учебных модулей. Задания даны в трех вариантах – уровнях. Так осуществляется разноуровневый подход в обучении. Учитель предлагает ученику вариант, с которым, по его мнению, ученик справится. Но учащийся имеет возможность выбрать свою траекторию образования на данном уроке: в каждом учебном модуле выбирать задания из разных вариантов. Так создается ситуация успеха для каждого ученика, к тому же он получает навыки самостоятельного управления процессом обучения. Учащиеся чувствуют себя самостоятельной личностью, имеют право выбора, возможность оценить степень трудности материала и выбирать задание по силам, а, выполняя задания 6 и 7 модулей, при помощи рефлексии оценить свой уровень подготовки и скорректировать знания. Таким образом, использование технологии модульного обучения дает возможность увеличивать объем самостоятельной познавательной деятельности, усложнять содержание в соответствии с психологическими особенностями детей, создавать атмосферу заинтересованности и непринужденности, сокращать долю помощи учителя, что создает условия для формирования у учащихся уверенности и самостоятельности как черты личности.

Конечно, полностью использовать модульную технологию в начальных классах нельзя, так как младшие школьники еще не владеют приемами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, учащиеся не умеют работать с книгой самостоятельно. Но адаптировать данную технологию к этому возрасту можно. В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформируются умения: а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму; б) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроля, а самое главное — формируются навыки учебного, делового общения. Умение слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний — вот то важное, что необходимо при соблюдении преемственности в обучении при переходе из младшего звена в среднее.

В последние годы в начальной школе, в том числе и на уроках русского языка, можно применять и проектные (исследовательские) технологии, или метод проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. При использовании проектной технологии каждый ученик: – учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; – приобретает коммуникативные навыки и умения; – овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

На уроках русского языка используется проективная методика. Назову возможные темы учебных проектов:

Откуда растет корень слова?

Крылатые слова и выражения.

Пословицы в современном мире.

Заимствованные слова.

Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.

Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.

Так как обучающиеся пока не могут сами составить план работы, он составляется коллективно или даётся учителем, который по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями:

Запиши слово, поставь ударение.

Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

Отметь, где написание расходится с произношением.

Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

Составь предложение со словом.

Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

Найди пословицы, поговорки с этим словом.

В третьем классе при работе над темой «Части речи» можно использовать проекты по темам:

«Имена прилагательные в загадках»;

Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значимости имён прилагательных в речи.

План работы обсуждается коллективно:

Подобрать загадки;

Найди имена прилагательные в загадках;

Подготовить презентацию для одноклассников.

После изучения темы «Имя прилагательное» по русскому языку учащимся предлагают проанализировать загадки и подобрать те, в которых есть имена прилагательные. Работа выполняется индивидуально в течение недели. Оформить работу можно было как в виде плаката, так и презентации.

«Семья слов»;

Цель: обогащение словарного запаса, уточнение взаимосвязи частей речи.

План работы обсуждается коллективно:

Подобрать однокоренные слова;

Выполнить рисунок;

Подготовить презентацию для одноклассников.

Учащимся предлагают образовать от слова (имя существительное) однокоренные слова разных частей речи. Работа выполняется индивидуально и оформляется в виде плаката.

«Части речи».

Цель: обобщить знания учащихся по теме «части речи».

Задачи:

закрепить умение определять части речи в тексте, выделять их особенности;

развить у учащихся умение работать в команде, регулятивные универсальные учебные действия (умение планировать работу, координировать работу группы в соответствии со сроками выполнения);

привить умение работать с дополнительной литературой по предмету.

Учащихся делят на 3 команды:

Имя существительное;

Имя прилагательное;

Глагол.

Каждая команда получает свою часть речи. Учащимся предлагают создать плакат «Что я знаю о части речи - …». План работы обсуждается коллективно. Работа выполняется в течение одной-двух недель. Каждая команда презентует свой плакат.

При работе над темой «Время глагола» на закрепление знаний детям можно предложить коллективно создать сборник заданий по данной теме для будущего 3 класса. На уроке обсуждается план работы, варианты заданий и критерии оформления. Дома каждый индивидуально делает карточку с заданием, которые после будут соединены в сборник.

Цель данного проекта: составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по данной теме.

Задачи проекта:

· Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;

· Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;

·Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.

Планируемый результат:

Сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по теме «Время глагола».

Этапы работы над проектом:

· На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.

·Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.

· Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.

· Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.

Таким образом, эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.

В последние годы на уроках в начальной школе используется технология уровневой дифференциации. Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Технология уровневой дифференциации — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. 3) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 4) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах . Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. Таким образом, инновационные технологии способствуют заинтересованности детей, пробуждают их интерес к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной, игровой форме, более прочно усваивается детьми, позволяет учиться языку с удовольствием, не утомляясь от обилия информации.

На занятия по русскому языку и культуре речи приходят дети с разными видами одаренности. Поэтому решающую роль играет дифференциация заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении. К сожалению, в школьных учебниках по русскому языку крайне мало упражнений с дифференцированной по степени трудности системой заданий. Есть задания репродуктивного уровня (в основном однотипные), заданий вариативного уровня очень мало. При подготовке занятий по данной технологии важную роль играет временной фактор, т.к. учитель не только продумывает каждый этап урока, но и подбирает материал. Поэтому на подготовку одного занятия уходит много времени. Главным критерием оценки при педагогической технологии уровневой дифференциации является ее эффективность и результативность, обучение каждого на уровне его возможностей. Организуя учебную деятельность, на своих занятиях стараюсь создать условия, при которых ученик в меру своих сил и возможностей, добивается успехов в учёбе. Для этого применяю задания по уровням с возрастающей сложностью. Такие уроки целесообразно проводить как итоговые, завершающие определённую тему.

К уроку контроля я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так, на уроке контроля по теме «Лексика» предлагаются следующие разноуровневые задания:

I уровень.

1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омонимы: печальный, влажный, сердитый, сырой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра).

2) Подберите синонимы к словам строить, храбрый и антонимы к словам жара, враг. Что обозначают омонимы: месяц, Месяц; овсянка, овсянка?

3) Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, каменный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении.

II уровень.

1) Выпишите только профессиональные слова: кафтан, барабан, октава, свекла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд,

2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов).

3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты — устаревшие.

III уровень.

1) Что такое неологизмы?

2) Когда профессиональные слова становятся общеупотребительными?

3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пионер, целинный?

IV уровень.

1) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос.

Слова для справок: лгать, близко, медленно, грустить.

2) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, кожа да кости.

3) Замените слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельничать, плохо, много, грустить; или подберите по 3—5 фразеологизмов с общим для них словом: нос, язык, глаз.

Коллективная работа под руководством учителя. Предлагая задания различной трудности, учитель дает всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувствовать радость посильного труда

При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорными словами, с планом изложения, с возможным началом или заключительной частью. И т.д.

Во время проведения самостоятельной работы допускается взаимопомощь, дискуссия в группах 3-4 уровней, работа с учебником, общение с учителем, можно брать невыполненные задания домой и т. д.

При тематическом контроле каждый ученик строго самостоятельно выполняет свою работу. Задания даются по вариантам. По мере выполнения заданий каждого уровня, ученик отмечает их знаком «+» у себя в индивидуальной ведомости оценивания учащегося. Заполнение плюсами такой ведомости дает возможность учащимся наблюдать за своим индивидуальным темпом выполнения уровневых заданий и темпом своих товарищей.

С целью оперативного выявления отстающих ребят по теме и оказания им своевременной помощи, учитель может построить для себя сравнительный мониторинг успеваемости всех учащихся по всем темам предмета.

Приведу пример уровневой самостоятельной работы.

1 уровень

1) Спиши, выдели корень: гриб, грибной, грибник.

2) Подбери к данным словам однокоренные глаголы:

Соль-... Боль-...

3) Выпиши из текста однокоренные слова:

Начался футбольный сезон. Юные футболисты готовятся к матчу. Я люблю футбол.

4) Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные слова. Выдели корень.

... наловили много рыбы. Часть ... сдали на ...завод. А бабушка испекла ...- пирог с рыбой. (слова для справок: рыба, рыбалка, рыбник, рыбный)

2 уровень

1) Прочитай. Напиши однокоренные существительные к выделенным словам; медвежья берлога морозный день.

2) Прочитай. Распредели однокоренные слова по столбикам:

Существительное прилагательное глагол

(побелить, решение, седой, краснота, решать, седина, беленький, краснеть, решительный, седеть, красный, белизна)

3 уровень

1) Раздели слова на две группы. Запиши каждую группу в отдельный столбик: гора, гореть, горка, горение, гористый.

2) Подбери и запиши однокоренные слова так, чтобы они обозначали:

ягоды, фрукты сваренные в сахаре; мастер по приготовлению пищи; большая ложка для разливания супа.

3) Прочитай. Найди лишние слова. Спиши только однокоренные слова.

Лес, лесной, лесочек, роща, лесистый, лесничий, лестница.

4 уровень

Образуй однокоренные слова от корня - сад- . Составь и запиши три предложения так, чтобы получился текст. Озаглавь его.

Как было отмечено выше, оценивание результатов деятельности учащихся методом «сложения» стимулирует и активизирует познавательную деятельность обучаемых. Использование разноуровневых заданий создаёт дух соревнования между учащимися, т.е. правильное выполнение задания определённого уровня кем-то из учащихся первым и затем постепенный переход остальных на следующий уровень.

Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка даёт хорошие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ф. Тютчев





Список литературы:

1.Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя. Современные наукоёмкие технологии.№6,-М.,2005г.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,2009г.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998г.

4. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных образовательных стандартов. – Спб,2012г.

5. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М.,1989г.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!