СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов «Мировая художественная культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья», «Основы правовых знаний»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит практические рекомендации в организации проектной деятельности в преподавании таких предметов как: основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья (ОДНКНП), мировая художественная культура (МХК), основы правовых знаний (ОПЗ). Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов «Мировая художественная культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья», «Основы правовых знаний»»

Статья на тему

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов «Мировая художественная культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья», «Основы правовых знаний»

Основные цели современной системы образования - это интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

В течение трех лет в Базисный учебно-развивающий план вводятся новые предметы. Такие как: основы духовно-нравственной культуры народов Приднестровья (ОДНКНП), мировая художественная культура (МХК), основы правовых знаний (ОПЗ), основы экономических знаний (ОЭЗ), основы предпринимательства (ОП). Введение данных предметов осуществляется в условиях перехода на новые Государственные образовательные стандарты Приднестровской Молдавской Республики. По результатам усвоения программы у учащихся помимо предметных результатов должны быть также сформированы личностные результаты и метапредметные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Т.е. после освоения программы основного общего образования мы должны получить всесторонне развитую личность.

Предмет ОДКНП введен с пятого по седьмой класс. Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры» должно обеспечить:

– воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости;

– к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Приднестровья,

– осознание и принятие основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, семейных ценностей, хранимых в культурных традициях разных народов;

– углубление представлений о православной культуре, ее роли в культуре, истории и современности Приднестровья;

– формирование представлений об основах светской этики;

– понимание значения нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов Приднестровья;

– формирование осознанных моделей поведения на базе внутренней нравственной платформы личности, готовность поступать согласно своей совести.

Предмет МХК вводится с 7 по 9 класс. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные ранее на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Формирование правовой культуры школьников является актуальной современной задачей. Помощь в этом оказывает курс «Основы правовых знаний», адресованный учащимся 11-х классов.

Правовые знания носят многоаспектный характер и задача школы связана с формированием основ правовой компетенции знаний в области гражданского, трудового, административного, семейного, конституционного права, финансового права, умений применить необходимые юридические нормы в жизни, предотвращать и разрешать правовые конфликты.

Основными направлениями правового обучения являются вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.

У этих предметов по сути разные задачи, но у них есть и общее – это отсутствие учебников, УМК по данным предметам, что затрудняет их преподавание, а также занимает большое количество времени у учителя на подготовку уроков. Зачастую преподавание данных предметов сводится к диктовке, написанию и заучиванию конспектов. Что напрочь отбивает у учащихся интерес к их изучению, а также совершенно не способствует формированию личностных и метапредметных УУД. Данную проблему помогает решить применение проектной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.

Буквально с пятого класса на уроках ОДКНП в нашем учебном заведении применяется проектная деятельность. В учебной деятельности для создания проекта могут быть выбраны темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по ОДКНП, как правило, кратковременные, так как практическая деятельность в данном направлении минимальна и не требует длительного ожидания результатов. Учитывая то, что это младшие школьники в основном результатом проектной деятельности может быть составление мини-проекта: могут укладываться в один урок, в основном парные или групповые, так как необходимо формировать коммуникативные УУД. В основном практико-ориентированные проекты - создание кроссворда, кластера, таблицы, игры и т.д. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.

Примеры:

  1. Кластеры:

- Тема: Трудолюбие как нравственное качество 5 кл.

- Тема: Семья – хранитель духовных ценностей. 6 кл.

- Тема: Представления о добре и зле в национальных культурах 6 кл.

2. Кроссворд:

- Тема: Заповеди как основа христианской морали 6 кл.

Информационные проекты – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, материалы для стендов и т.д. Такие проекты впоследствии часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

Творческие проекты - такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников проекта, она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь логике совместных действий (выставка рисунков).

В практике преподавания МХК используются практически все виды проектов: - практико-ориентированные;

- исследовательские, в рамках которых могут быть информативно - исследовательские проекты - (рефераты, презентации, ведение блога по теме проекта) – например: «Жизнь и творчество художника (композитора)», «История художественных стилей», «Есть ли у симфонии будущее», «Актуальность конфигуративного искусства», «У истоков кинематографа» и др. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Очень популярны Лэпбуки.

- Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук - это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

- творческие, в их числе: мультимедийные проекты (создание роликов, создание слайд-шоу на темы музыкальных произведений, свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, просмотренному фильму и т.д.); сценарные проекты (сценарий концерта, театрализованной композиции и др.); игровые - ролевые проекты – инсценировки («ожившие картины», ролевые игры и др.). Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. А также предлагаем составить рекламный туристический буклет по «Музеям Тирасполя», «Картинные галереи Приднестровья» и т.д.

На уроках предмета «Основы правовых знаний» используются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, парная, групповая работа. Практикуется проведение деловых, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты.

Так как предмет преподается в 11 классе и многие учащиеся уже владеют компьютерной грамотностью, это облегчает работу над проектами как в плане сбора информации, исследования, так и в презентации. Но несмотря на это большей популярностью пользуются те, в которых они работают творчески. Такие как: лэпбуки, кластеры, интеллект-карты.

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее.

Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Таким образом применение метода проектов на уроках ОДКНП, МХК и ОПЗ позволяет актуализировать имеющиеся и формировать новые знания. Формировать предметные, личностные и метапредметные УУД.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Список литературы:

  1. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946г.

  2. Бычков А.В. Методы проектов Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.

  3. Варламов С.Д., Сурков В.А. «Использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей – М: «ИМА – пресс» 2002Г.

  4. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. — М. : книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911—1912. — (Педагогическая библиотека) Т. 1: Этика творческой личности. — 1911г.

  5. Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения. – М.: Просвящение, 1990г.

  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991г.

  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991г.

  8. Дьюи Д. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000г.

  9. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922г.

  10. Дэвид Клиланд. Журнал «Открытые системы» -2004г.№1

  11. Йена-план школа: В 3 т. / Под ред. Н. П.Литвиновой. — СПб. 1977г.

  12. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., рспр. И доп. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001г.

  13. Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925г.

  14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике, М., ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, Издательский центр “МарТ”, 2005 г.

  15. Комашинский И.А. Использование проектного метода в образовательном процессе//практика административной работы в школе№6 2006г.

  16. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997г. – № 1.

  17. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995г.

  18. Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет “История революций и социал. движений”]. — М.: Наука, 1991г.

  19. Реброва В.И. Проектная деятельность – способ взаимодействия с окружающей средой//Вестник ЛОИРО. – 2009г. - №7

  20. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981г.— (Пед. б-ка). В надзаг.: АПН СССР. - Издательство “Педагогика”, 1981г.

  21. Советская трудовая школа: Книга для чтения и работы по основам советской системы воспитания / под ред. А.Т. Калашникова. — М.: Работник просвещения. — 1926г.— Т.2.

  22. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2007г.

  23. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Г.В.Трегубова. – 1995г.

  24. Управление проектом на фоне развития теории и практики управления- http: // biz.ru/ 74.php

  25. Учебное-методическое пособие под редакцией Ястребцева Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий М:2006г.

  26. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Об экспериментальной точке преподавания. — М.: “Педагогика”, 1987г.

  27. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е издание -М: АБФ, 1998г.

  28. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.: Просвещение, 1962-1965г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!