СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый государственный экзамен.

В соответствии с общими положениями нормативных документов, определяющих цели и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов, ЕГЭ по химии рассматривается как форма государственного контроля качества общеобразовательной подготовки участников экзамена по данному предмету.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС"»

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС


Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый государственный экзамен.

В соответствии с общими положениями нормативных документов, определяющих цели и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов, ЕГЭ по химии рассматривается как форма государственного контроля качества общеобразовательной подготовки участников экзамена по данному предмету.

По итогам ЕГЭ выявляется уровень освоения каждым экзаменуемым образовательных программ, соответствующих Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (утвержден в 2004 году) и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по химии (утвержден в 1999 году).

Поэтому актуальной сегодня становиться проблема качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по химии, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?

Успешная сдача ЕГЭ прежде всего зависит от степени владения учащимися теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях, т.е. формирование предметной готовности ученика. Поэтому, в первую очередь, проверяю и дополняю теоретическую базу учащихся, обращая внимание на то, что необходимо знать и уметь, когда и как применять законы и закономерности химии.

ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе 3 функции:

1. Итоговая аттестация выпускников за курс средней общеобразовательной школы.

2. Предоставление выпускникам возможности продолжить образование по избранной специальности в ВУЗе.

3. Инструмент мониторинга эффективности работы учителя и сформированности УУД обучающихся.

При неоднозначном отношении к ЕГЭ специалистов и коллег, в том числе нашей школы (Слайд с диаграммой) ясно одно - ЕГЭ существует и нам нужно работать так ,чтобы обучающиеся показывали высокий результат на ЕГЭ, ни в коем случае не превращая подготовку к нему в «натаскивание».

Высокий балл на ЕГЭ даёт детям возможность набрать 225 баллов по итогам 3 экзаменов, поступить в желаемый ВУЗ и получать губернаторскую стипендию, а также удовлетворённость своими результатами. Для педагога на сегодняшний день в условиях рейтинговой системы высокий балл, полученный его воспитанником на ЕГЭ, тоже важен.

Исходя из выше сказанного, одним из направлений своей работы считаю - создание условий для повышения уровня подготовки обучающихся к ЕГЭ.

ЕГЭ является итогом всего школьного курса химии и подготовка к нему задача не 2-3 месяцев, не последнего года или даже двух. Она должна вестись системно, на протяжении всего процесса обучения.

Обобщив накопленный опыт,я выработала систему по подготовке обучающихся к ЕГЭ, этапы которой совпадают с 4 годами обучения химии в школе.

1 этап - начальная подготовка.

На данном этапе происходит формирование интереса к предмету и мотивации его изучения, формирование прочных базовых знаний, умений самостоятельно работать с литературой, с тестами разных типов, объективно проводить самооценку, систематически заниматься решением задач.

Для достижения поставленных целей использую:

1. Зачётную систему по основным темам курса химии.

2. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы в формате ЕГЭ с указанием количества баллов за каждый вопрос и шкалой оценивания.

3. Внеклассную работу по предмету (участие в чемпионате, конкурсах, олимпиадах).

4. Решение нестандартных задач, развивающих логику, аналитическую способность мышления обучающихся.

2 этап - профильная ориентация.

На 2 этапе происходит профильная ориентация обучающихся, формирование группы ребят, выбирающих химию для итоговой аттестации в 9 классе подготовка к ГИА.

Для достижения цели 2 этапа использую кроме форм работы 1 этапа:

1. Дифференцированный подход на уроках.

2. Дополнительные домашние задания для обучающихся, сдающих экзамен.

3. Самоанализ результатов пробного тестирования, проводимого не менее 3 раз в год (постановка целей и планирование путей их достижения)

4. Самоподготовка (работа с пособиями по подготовке к ГИА в 9 классе с обязательным анализом результатов тестирования и корректировкой ошибок).

5. Работы с тестами, когда обучающийся комментирует ответ, т.е. не просто указывает правильный ответ, а даёт мотивировку своего выбора. (мотивировкой может служить словесное объяснение с опорой на определения, правила, законы, уравнения реакций, решение задач, свойства определённого класса веществ).

6. Курсы по выбору, факультативные занятия.

3 этап - углублённая подготовка к ЕГЭ

На 3 этапе начинается углублённая подготовка группы учащихся через работу в рамках элективных курсов «Решение химических задач», на которых проходит подробный разбор заданий повышенного уровня сложности (части С) и отрабатываются навыки оформления таких заданий.

4 этап - заключительный

На 4 этапе обучающиеся знакомятся со структурой КИМов по химии, нормативными документами, спецификациями к экзамену, демоверсией.

Проводится пробное тестирование не менее 3 раз в год с глубоким анализом его результатов, вскрываются ошибки, над устранением которых следует работать. Анализируются результаты ЕГЭ прошлых лет, для выявления наиболее распространённых ошибок и повторения соответствующих тем курса. Вследствие разного уровня способностей и подготовленности обучающихся, считаю наиболее целесообразным проведение индивидуальных консультаций, практикую также дистанционные консультации через интернет в программе скайп или в соц.сетях. На данном этапе большое внимание уделяется самоподготовке. Считаю, что выпускник, обладающий к 4 этапу сформированными в процессе обучения УУД способен самостоятельно подготовиться к экзамену и достичь высокого результата. Самостоятельно выполняя тесты в режиме онлайн или в любом печатном пособии, ребята сверяют ответы с ключом, отмечают ошибки, анализируют их, исправляют, используя литературу, взаимопомощь. Только после этого в случае необходимости обращаются к учителю в любое удобное время.

При подготовке контрольных работ, уже в 8 классе предлагаю учащимся тесты. Мною составлены тесты, задания в которых  взяты из КИМов предыдущих лет и адаптированы к данному возрасту учащихся. В 10 и 11 классах тесты составляю сама на основе сборников КИМов разных лет. При этом из каждого варианта выбираю вопросы по теме и составляю несколько вариантов. Или же использую готовые тестовые тематические или контрольные работы в формате ЕГЭ. При выполнении тестов обязательно требую объяснение выбора правильного ответа, написания уравнений реакций при выборе неизвестных веществ, подробного решения всех задач.

На уроках контроля использую такие задания, которые требуют умения переносить усвоенные знания в новые ситуации.

При этом задания учащиеся 10–11 классов выполняют на бланках ЕГЭ, приучаясь к особенностям технологии их заполнения.

Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока (при проверке домашнего задания, при закреплении, актуализации), другие – рассчитаны на урок (выполнение контрольных работ).

Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий. Одновременно важным становится формирование у учащихся умения рационально использовать время, отведенное на выполнение проверочной работы с большим количеством заданий, каковой и является экзаменационная работа ЕГЭ.

Во внеурочное время, на дополнительных занятиях, усиленную подготовку к ЕГЭ  начинаю с 10 класса. В течение этого времени учащиеся либо убеждаются в правильности выбора предмета для сдачи в форме ЕГЭ, либо наоборот, понимают, что успешно сдать экзамен по химии у них не получится.

Акцентирую внимание ребят на следующих моментах:

главное назначение ЕГЭ по химии – объективно оценить подготовку выпускников средней школы по данному предмету с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления в ВУЗы;

3 часть (часть С) имеет высокий уровень сложности и творческий характер и предназначена для отбора выпускников в профильные ВУЗы;

в инструкции КИМов содержатся сведения о работе и дополнительные указания о записи ответа – это позволяет застраховать от случайных ошибок (например, записать ответ без пробелов и запятых, в порядке возрастания и пр.). Неправильный порядок приводит к неверному ответу, хотя суть может быть правильной;

быть внимательными и сосредоточенными. При выполнении заданий на первом этапе нужно обязательно читать каждое из них до конца, так как нередко учащиеся пытаются понять условие задания по первым словам и достраивают концовку в собственном воображении, допуская тем самым досадные ошибки в самых легких вопросах. На втором этапе при выполнении пропущенных на первом этапе заданий, если ученики не уверены в правильности выбранного ответа, то советую доверять своей интуиции;

читать и анализировать условие задачи: требуется указать одно, а указывают другое, не вчитываясь в задание. Особенно это характерно для тех, кто делает всё быстро – у них срабатывает эффект быстрого угадывания, когда выбирается почти правдоподобный ответ, а остальные не рассматриваются и не анализируется;

обращать внимание  на, казалось бы, не имеющие отношения к химии оплошности, из-за которых они могут потерять немало баллов. Например, часто забывают посчитать коэффициент 1, который перед формулами не записывается. Аналогичную ошибку допускают и при подсчете индексов: индекс 1 в формуле также не записывается, но он есть, и в сумме индексов должен быть учтен.

В целях совершенствования подготовки к экзамену по химии важно использование результатов ЕГЭ прошлых лет. В первую очередь это предполагает осознание того, какова должна быть полнота и глубина усвоения знаний, проверяемых экзаменационной работой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!