СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Поэзия "женской души" М.И. Цветаевой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лирику М.И. Цветаевой мы называем миром женской души, ее исповедью в эмоциональном и чувственном воплощении.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Поэзия "женской души" М.И. Цветаевой"»

ПОЭЗИЯ «ЖЕНСКОЙ ДУШИ» М.И. ЦВЕТАЕВОЙ



Поэтесса поражала современников смелостью в выражении чувств, своей открытостью и решимостью в лирике, искренностью и отсутствием стыдливости. Она вызывала неоднозначные оценки, о ней сложились абсолютно разные мнения, но было очевидным то, что поэтесса обратила на себя всеобщее внимание деятелей литературы и критиков. Ее осуждали за «полную неразбериху стиля», за слишком яркую «восклицательность речи», за «женскость» и излишнюю эмоциональность.

Однако то, в чем сходились мнения критиков и в чем все были единогласны, была дневниковость, автобиографичность лирики Цветаевой. Со страниц творений поэтессы раздается голос не лирического героя, это ее душа глаголет, рассказывает, призывает, указывает, просит… 16 января 1923 года Г.В. Адамович впервые высказался о М.И. Цветаевой в отзыве на сборник «Версты». С этого времени началось противостояние двух поэтов: тишайшего Адамовича и безудержной Цветаевой, петербуржца с головы до ног и москвички до мозга костей.

В своих рецензиях, статьях они постоянно спорили, не понимали друг друга. Объединяло их только одно – вся современная им русская литература, внутри которой они оба были у себя дома, пусть и на разных полюсах. И когда речь заходила о подлинной литературе, мнения обоих нередко совпадали. Различия начинались позже, когда вставал вопрос, какой быть литературе дальше. Г.В. Адамович очень много писал о Цветаевой, он считал долгом каждое произведение, только вышедшее из-под пера Цветаевой и впервые увидевшее свет, прокомментировать. Его отклики были громкие, почти всегда отрицательные и осуждающие, острые, колкие: «У нее нет, кажется, ни одного удавшегося стихотворения, но в каждом бывали упоительные строфы».

Удивительно то, что он критиковал ее произведения, но восхищался стилем письма и декламацией стихов. Среди строк Адамовича о Цветаевой мы смогли увидеть, что он ценил в ней, хоть и не понимал – душу ее творений, женскую душу. В третьей книге «Русских записок» от 1938 года Адамович написал критическую заметку о вышедших в тот период нескольких стихотворений поэтессы и прозаической «Повести о Сонечке». Поэт акцентирует внимание на автобиографичности произведений: ««я» в данном случае относится к личности Марины Цветаевой».

«Цветаева принадлежит к тем авторам, которые только о себе и могут писать. Пишет она, во всяком случае, интересно». Своей критикой Адамович доказывает, что произведения поэтессы – это отражение ее души, это продолжение ее самой в строках. Кроме того, поэт считает, что даже, когда Цветаева о судьбах других личностях, она, прежде всего, говорила и рассказывала о себе: «Марина Цветаева, кроме стихов о Пушкине, поместила и прозу «Мой Пушкин». Ничего нового я никому не открою, если скажу, что, разумеется, о самой Цветаевой в очерке этом говорится много более, нежели о Пушкине».

Отсутствие притворства, наигранности критик ставит в несомненное достоинство поэтессе. «Она не ломается, она всегда говорит искренне, в ее словах есть огонь». Адамович считал поэзию М.И. Цветаевой искренней, открытой и вместе с тем эгоцентричной. Какая же душа у этой необычной, уникальной и оригинальной поэтессы, по мнению поэта? Цветаева для него является женщиной возвышенной, «крылатым существом», которое парит над действительным миром суеты: «она «взлетает» без повода и без внутренней проверки, не ощущая необходимости управлять полетом снизу из бедной повседневной реальности».

В «Современных записках» за 1932 год находит подтверждение мысль, так часто встречающаяся у критика: «Цветаева умный и талантливый человек, с подлинным «полетом» в мыслях». Поэтесса всегда «вдохновенна», в ней всегда чувствуется духовный подъем, нравственная сила, желание показать миру, «проголосить, провыть» о женской душе. Цветаевское дарование Адамович считает «очаровательным», а женственность, по словам критика, является одной из самых характерных черт: «не только женственность, но еще и «женскость», то есть постоянное стремление к торжеству психологии над логикой и к подмене одного другим».

Трудно представить себе поэзию «более женскую, по тысяче неуловимо-непредвиденных скачков от мысли к мысли, по обилию спорно-сбивчивых слов». Непостоянство, частая перемена настроения и мироощущения, «капризность», вспыльчивость, но в то же время возвышенность, глубина, «душевная щедрость» и одухотворенность – качества, присущие женскому полу. Женский мир – мир души. И поэзия Цветаевой, по мнению критика Г.В. Адамовича, отражает сущность природы миллиона женщин с ее достоинствами и недостатками. Однако критик считал, чтобы стать настоящим поэтом, способным быть голосом эпохи, нужно забыть о женском внутри себя. В Цветаевой же «женщина не преодолена».

Лирику М.И. Цветаевой мы называем миром женской души, ее исповедью в эмоциональном и чувственном воплощении. С этим мнением согласны все современники поэтессы. Выделяя как основное качество цветаевской натуры решительную искренность, готовность поделиться с миром самым интимным и сокровенным, критики убеждены, что душа поэтессы – собирательный образ всего женского начала. Главные качества натуры Цветаевой – возвышенность, постоянная вдохновенность, удивительная женственность, вспыльчивость, бойкость, непостоянство эмоций, капризность, душевная щедрость, открытость, жажда жизни, счастья, готовность к новому полету ввысь, готовность любить и быть любимой. Такой была известная поэтесса М.И. Цветаева.

Такой является женская душа, мир женской природы. Г.В. Адамович и многие другие критики смогли приоткрыть перед нами мир внутренней поэтической жизни М.И. Цветаевой, показали неординарность, уникальность поэтессы, которая всегда держалась особняком, которая вызывала столько споров и различных мнений, стихи которой каждую женскую душу заставляют встрепенуться и произнести: «Да, это про меня!» Поэзия «женской души» Цветаевой остается актуальной и востребованной, а взгляд со стороны на ее натуру критиков помогает не только узнать ее поближе, но и удостовериться, насколько мы еще мало и поверхностно понимаем душу этой великой русской поэтессы начала XX века.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!