СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему : "Право ребёнка на семью: Содержание и конституционно-правовое обеспечение".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Институт семьи в современной России имеет обширное правовое регулирование, включающее в себя помимо конституционных норм нормы отраслевого законодательства: семейного, гражданского, жилищного и др. В статье рассматриваются различные аспекты права ребёнка  на семью на уровне конституционно-правового регулирования.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему : "Право ребёнка на семью: Содержание и конституционно-правовое обеспечение".»

ПРАВО РЕБЁНКА НА СЕМЬЮ: СОДЕРЖАНИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Русикова Марина Владимировна, старшая вожатая

МКОУ «Бодеевская СОШ», с. Бодеевка

Одним из естественных, абсолютных и неотчуждаемых конституционных прав является право ребёнка на семью, которое не находило своего отражения в четырёх советских конституциях. В действующей же Конституции РФ 1993 года в ч. 1 и 2 ст. 38 провозглашены формулировки: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», которые имея абстрактный характер, воплощаются сквозь призму ст. 23, согласно которой «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Совокупный анализ приведённых положений позволяют говорить об отличиях в содержании права ребёнка на семью от аналогичного права взрослого человека. Это обусловлено тем, что ребёнок в силу своей беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью, не может жить самостоятельно, сам себя обеспечивая, заботясь о себе.

Институт семьи в современной России имеет обширное правовое регулирование, включающее в себя помимо конституционных норм нормы отраслевого законодательства: семейного, гражданского, жилищного и др. Представляется, что право ребёнка на семью, имея комплексный характер, включает в себя следующие составляющие:

Во-первых, право ребёнка знать своих родителей означает возможность осознавать и быть осведомленным, кто его мать и отец. Никто не вправе скрывать от ребёнка информацию о том, кто фактически является его родителями (за исключением случаев соблюдения тайны усыновления). Некоторые вопросы о праве ребёнка знать своих родителей связаны с проблемой происхождения ребенка в результате применения методов искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона. Отношения с участием доноров, суррогатных матерей и заказчиков осложняются сегодня иностранным элементом, что вызывает судебные споры о материнстве и отцовстве. Решение таких дел затрудняется из-за существующих в российском законодательстве пробелов.

Право ребёнка знать своих родителей вступает в конкуренцию с тайной усыновления, которая рассматривается как семейная и личная тайна. В литературе характеризуются положительные и негативные стороны тайны усыновления. Государство гарантирует тайну усыновления, но приемные родители сами решают, раскрывать ребенку тайну усыновления или нет.

Во-вторых, право на фамилию, имя и отчество предполагает, что имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия же ребёнка, по общему правилу, определяется фамилией родителей. При этом важно отметить, что все споры, касающиеся присвоения или изменения имени, отчества или фамилии ребёнка разрешаются исключительно в административном порядке органом опеки и попечительства.

В-третьих, право на совместное проживание со своими родителями, в том числе и в случае, когда родители и ребёнок проживают на территориях различных государств. Так, местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов0.

В-четвертых, право ребёнка жить и воспитываться в семье обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию. На родителей либо на лиц, их заменяющих, возлагается охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребёнка, как личных, так и имущественных. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.

Под воспитанием детей подразумевается «планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально полезной деятельности и общения». Воспитание ребёнка может также выражаться в формировании его жизненной позиции, привитии трудовых навыков0, передаче убеждений, культурных, моральных ценностей и развитие духовных, нравственных качеств ребенка0. Формы и способы воспитания родителями избираются по их усмотрению.

Провозглашение права ребёнка на семью предполагает комплекс мероприятий по его реализации. Так, важным этапом стало создание 1 сентября 2009 года института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, на сегодняшний день должность занимает Кузнецова Анна Юрьевна. Позднее детские омбудсмены появились и на территориях субъектов, в Воронежской области такие функции осуществляет Попова Ирина Николаевна.

Соответствующий раздел «Ребёнок и его право на семью» предусмотрен Указом Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Упомянутый правовой акт предусматривает такие меры по реализации, как:

- совершенствование механизмов предоставления жилья и финансового обеспечения социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- разработка предложений по снижению численности детей, оставшихся без попечения родителей, а также по повышению эффективности постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение доступности психологической помощи в образовательных организациях, в частности, в школах, в целях оперативного выявления и диагностирования кризисных состояний, признаков психических отклонений, прогноза риска деструктивных форм поведения, в том числе склонности к суицидальному поведению;

- профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними0.

Важным направлением, с точки зрения обеспечения права на воспитание ребёнка его родителями, видится разработка предложений по созданию условий для совместного проживания осужденных матерей с детьми в домах ребёнка и исправительных учреждениях, что позволит сохранить моральную связь матери и ребёнка.

В целях установления и поддержания доверительных отношений между членами семьи, а также для минимизации споров, конфликтов и их негативных последствий между обучающимися в школах внедряется институт медиации. Деятельность школьных медиаторов, как третьей нейтральной, беспристрастной стороны, регламентирована Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Подводя итог следует отметить, что право ребёнка на семью весьма многогранно и его содержание детальным образом регламентируется отраслевым законодательством. Государство, признавая значимость семейного воспитания, принимает ряд мер, направленных на преодоление внутренних конфликтов и построение стратегии взаимоотношений «родитель-ребёнок».




Литература:


  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (часть первая): принят Гос. Думой 21.10.1994 г. (в ред. от ред. от 16.12.2019) // Российская газета РФ. – 1994. – № 238-239; … 2019. – № 286.

  3. Указ Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 23. – Ст.3309.

  4. Косова О.Ю. Семья и право ребенка на образование / О.Ю. Косова // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2008. – № 2. – 227 с.

  5. Нечаева А.М. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. – 285 с.



0 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (часть первая): принят Гос. Думой 21.10.1994 г. (в ред. от ред. от 16.12.2019) // Российская газета РФ. 1994. № 238-239. Ст. 20.

0 Нечаева А.М. Семейное право : учебник / А.М. Нечаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. С. 95.

0 Косова О.Ю. Семья и право ребенка на образование / О.Ю. Косова // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. № 2. С. 26.

0 Указ Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23.Ст.3309.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!