СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Психологическое консультирование - как один из факторов профилактической работы с учащимися"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи любой консультации -это поддержать человека, уважая его систему ценностей, личные особенности и способность к  самостоятельным решениям, изменить что-то в его жизни, дать ему возможность посмотреть на себя и свою жизнь, ни в чем не обвиняя ни себя, ни других, выявить те связи, которые позволят ему по- новому взглянуть на себя и понимание которых поможет  ему справиться со своими затруднениями и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Психологическое консультирование - как один из факторов профилактической работы с учащимися"»


Шналиева М.У педагог-психолог

Западно-Казахстанский академический колледж «АТиСО»

ЗКО, г.Уральск


«Психологическое консультирование- как один из факторов профилактической работы с учащимися»


Каждый из нас по- своему встречает жизненные проблемы. Некоторые пытаются бороться с ними в одиночку, многие обращаются за помощью к друзьям, но бывает и так, что порой без квалифицированной помощи не обойтись, и единственный разумный выход из сложившейся ситуации может подсказать только специалист – врач, юрист, работник службы социальной помощи, учитель... К таким специалистам относятся и мы психологи. Поэтому психологическое консультирование нужно рассматривать как один из главных факторов и инструментов в профилактической и коррекционной работе с учащимися. Общая цель консультации это предоставить учащемуся возможность работать над собой, так как консультации затрагивают очень много вопросов:

-выявление и решение конкретных проблем;

-преодоление кризисов;

-разрешение внутренних и внешних конфликтов;

-принятие решении и т.д.

Задачи любой консультации- это поддержать человека, уважая его систему ценностей, личные особенности и способность к самостоятельным решениям, изменить что-то в его жизни, дать ему возможность посмотреть на себя и свою жизнь, ни в чем не обвиняя ни себя, ни других, выявить те связи, которые позволят ему по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями и т.д.

Несмотря на существование множества теории и методик, большинство психологов- консультантов придерживаются в своей работе определенных правил общения:

-больше слушать и меньше говорить. Стремиться создать такую атмосферу, чтобы учащийся мог непринужденно рассказывать о своих мыслях и чувствах.

- принимать человека таким, какой он есть. Психологи считают, что разрядка эмоций оказывает лечебное воздействие. Низкая самооценка лежит в основе многих жизненных проблем, поскольку она подрывает веру человека в свою способность управлять собственной судьбой. Принятие себя – важный элемент самоуважения, и психолог помогает клиенту формировать самооценку, считая себя таким же, как другие – не лучше, но уж, конечно, и не хуже.

- отвечайте за себя сами. Бывает, что мы склонны возлагать вину за свое поведение на других.

-полная конфиденциальность. Все консультации обычно проводятся в условиях полной конфиденциальности. Чтобы свободно исследовать свои мысли и чувства, клиенту необходимо ощущать полную уверенность, что консультант не будет сплетничать о нем за его спиной. Зачастую люди раскрывают перед психологом самые интимные переживания, в которых не признавались больше никому, и очень важно, чтобы их доверие было оправдано.

Отличительной чертой психолога- консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так консультант учится читать характер клиента, каждая деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице – все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом поступке человека, в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно. Однако не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих выводах. Предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным полом, успех или неуспех в учебе – все эти и многие другие моменты указывают на особенности характера, но ни один из них в отдельности не может быть достаточным основанием для окончательного вывода. Даже два, три, четыре признака не дают достоверного материала, только совокупность многих признаков, указывающих на одни и те же особенности характера, может стать основой для более или менее надежной гипотезы.

Зачастую психолог не может решить проблемы клиента, но он может помочь понять, какие изменения необходимы для улучшения ситуации. Процесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, но может помочь человеку открыть перед ним возможность стать самим собой, дать стартовый толчок для самостоятельной работы над собой, над своим саморазвитием и самопознанием. Советом человека не переделать, но понимание- наверное является одним из немногих ценных подарков, которыми люди могут одарить друг друга. Наша главная цель- помочь человеку научиться принимать решения самостоятельно (без принуждения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-то еще). Главное в консультировании научиться правильно задавать вопросы, которые помогли бы проанализировать положение и внести определенность и ясность.

Каждый психолог в своей работе основывается на определенную методическую и практическую литературу. Я в своей работе использую методики описанные в книги Ролло Мэйя «Искусство психологического консультирования», Шейла Дэйноу «Сам себе психотерапевт», Энтони Уильямс «Вы — супервизор», лекционный курс Анны Варги «Системная семейная психотерапия», Юджин Джендлин «Фокусирование», Карл Витакер «За пределами психики: терапевтическое путешествие», книги Е.Михайловой и др.литературу.

Важно учитывать время работы с учащимся. Не стоит долго проводить беседу, это чревато эмоциональными перенапряжением, поэтому часовая беседа является оптимальным вариантом для этого. Также в период консультирования, который может занять несколько недель, консультанту не стоит особенно сближаться с клиентом вне своего кабинета. Такое тесное общение вовлечет консультанта в паутину ненужных обязательств и привязанностей, что подсознательно вызовет желание ни в коем случае "не подвести" клиента. Таким образом, клиент как бы перекладывает часть ответственности на чужие плечи. Уравновешенная объективность – вот чего должен придерживаться консультант на весь период работы с клиентом.

Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретают важное значение для эффективности консультирования. Здесь можно охотно согласится со словами Адлера, что "метод лечения должен быть в вас самих". Перечислим качества, лежащие, так сказать, на поверхности: умение привлекать людей к себе, умение чувствовать себя свободно в любом обществе, способность к эмпатии, и прочие внешние атрибуты обаяния. Эти качества не всегда бывают врожденными, но в значительной мере благоприобретенными. Они появляются в результате постепенного просветления самого консультанта и как следствие проявляемого им доброжелательного интереса к людям. Говоря яснее, если общение с людьми доставляет консультанту радость и он желает им добра, он сам автоматически начинает притягивать к себе окружающих.

Обычно самый суровый судья и критик человека –он сам. По возможности уделяйте большое внимание своему самообразованию. И читайте больше специализированной литературы!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!