СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Роль наглядности при формировании связных речевых выссказываний у детей дошкольного возраста с ТНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важную роль играет нагдялядность при обучении связной речи дошкольников с ТНР

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Роль наглядности при формировании связных речевых выссказываний у детей дошкольного возраста с ТНР"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 216 «Детский сад комбинированного вида»












Роль наглядности при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи












Туртугешева Елена Геннадьевна, воспитатель

Вилисова Жанна Николаевна, воспитатель











г. Кемерово, 2023 год

Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности дальнейшего обучения ребёнка в школе.

Способность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. И если ребёнок в этот самый сензитивный для речевой функции период не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано.

Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно излагать свои мысли, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, убеждать, доказывать, связно излагать свои мысли.

К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.

Формирование связной речи у детей значительно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного её начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учётом выявленных нарушений и особенностей детей. Учитывая несформированность процесса развития связной речи у дошкольников с ОНР, именно применение метода наглядного моделирования способствует более успешному преодолению нарушений связного высказывания у данной категории детей. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий.

По мере развития ребёнка увеличивается потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. При целенаправленно созданных условиях деятельности дошкольников можно добиться значительных успехов в формировании умений, необходимых для организации связной речи.

Формирование у детей навыков построения связных развёрнутых высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладеть связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словаря и грамматического строя речи.

К основным методам обучения детей связной речи учёные относят рассказывание (о предметах, по картине, о реальных событиях), обучение пересказу и устному сочинению по воображению. Необходимо использовать наиболее эффективные формы работы с детьми для развития связной речи.

Роль наглядности в процессе обучения трудно переоценить. Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я.А.Коменский, призывавший учить детей познавать предметы, явления, события, а не только чужие свидетельства о них и обосновавший «золотое правило», согласно которому при обучении надо предоставлять видимое – для воспроизведения зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путём осязания. Наряду с конкретными восприятиями Коменский придавал большое значение деятельности разума, отмечая, что при его бездействии наглядность неэффективна.

Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, И.Г.Песталоцци высоко оценивал наглядность, считая её абсолютной основой всякого познания.

К.Д.Ушинский подчёркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, их наглядно-образному мышлению, поэтому наглядное обучение должно строиться от конкретного к абстрактному, отвлечённому, от представления к мышлению.

Подтверждая и развивая мысль Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной деятельности, К.Д.Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью детей, ввиду того, что наша мысль всегда имеет дело с материалом, почерпнутым из реального мира.

Особую роль наглядность играет в обучении детей с нарушениями речи, где воздействуя на органы чувств, обеспечивает разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия, благодаря чему знания лучше усваиваются и поддерживается интерес к учебной деятельности.

Наглядность выполняет ещё одну важную функцию в учебном процессе – содействует выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым фактам, понятиям. Наглядность может служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, а слово логопеда побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.

Литература

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 1998 .

  2.  Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 1975.

  3.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.

  4.  Дошкольное воспитание. – М., 1999. - №4. с.54-59

  5.  Ушинский К.Д.. Родное слово. - М., 1974.  

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!