СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему : "Семья как источник социализации ребёнка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источников социализации много, но семья - это главный. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, явления, но прежде  и больше всего - люди, из них на первом месте - родители.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему : "Семья как источник социализации ребёнка".»

Статья на тему:

«Семья как источник социализации ребёнка»

Автор: Бондаренко Татьяна Ивановна, учитель начальных классов


Социализация исключает пассивную позицию человека в жизни, она предполагает необходимое активное участие его в освоении общечеловеческой культуры, людских отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация базируется на широком познании человеком окружающей его действительности, на овладении им навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Источников социализации много, но семья - это главный. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители.

Появившись на свет, ребенок застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закрепленные в родном языке. Воспитание, или социализация, как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился. При этом ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

Семья для ребенка - первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей, такой странной и непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта.

Мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок постепенно «открывает» этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что нельзя делать, а главное - он все время учится познавать. Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. В семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности, именно в семье начинается общественное воспитание.

В семье, в общении со старшими ребенок «учится» быть человеком, осваивая целую систему нравственных ценностей. Личность ребенка формируется в общении со взрослыми и под их постоянным руководством. Только в процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя.

Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе.

Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей. Чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми.

Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учится, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям, к самому себе.

В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности.

В непосредственном общении с ребенком взрослые даже не всегда целенаправленно передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предрассудки, свои предубеждения, свои моральные понятия и представления. Иными словами, взрослые сознательно и неосознанно обучают детей и внешним и внутренним способам общения. Уже с первых дней своей жизни ребенок усваивает и принятые в его среде стереотипы экспрессивного поведения. Буквально учится «изображать» грусть, радость и другие эмоции.

Познание ребенком чувств, переживаний, настроений других людей и, главное, нравственный характер его отношения к этим познанным особенностям другой личности воспитывается самой жизнью и общением ребенка со взрослыми людьми, его образованием, в результате чего он присваивает опыт предшествующих поколений. Но он самостоятельно чувствует, думает, любит только тогда, если мы всему этому «научили» его. На каждом возрастном этапе своего развития ребенок требует особого подхода, особого внимания.


Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности / Л.С.Выготский. – М., 1991.

  2. Дубровина И.В. Возрастная и практическая психология / И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – Москва, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!