Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами – педагогами новую цель, конечным продуктом которой должен стать выпускник с высоким личностно-развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Гуманистический характер образования, являясь приоритетом общечеловеческих ценностей, предполагает создания для всех детей образовательных условий, адекватных их возможностям и потребностям.
Актуальность проблемы организации образовательного процесса, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденции в системе образования. В связи с этим Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Федеральный Государственный образовательный стандарт для школ 8 вида был введен с сентября 2016г., на основании приказа МинОбр РФ №1599 от 19.12.2014г.
Вся система коррекционной работы направлена на социальную адаптацию ребёнка с ОВЗ в современном мире.
Из этого следует, что правильно организованная работа, позволяет определить пути и способы достижения социально желаемого развития обучающихся с ОВЗ.
В рамках реализации приказа была предложена адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями. Любая образовательная программа рассчитана на передачу определенного количества знаний и умений. В свою очередь приобретаемые детьми знания и умения должны оцениваться.
Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик.
Дети с интеллектуальной недостаточностью требуют вдвое больше внимания к оцениванию своей деятельности. Данная потребность может утрачиваться, что влечет за собой низкую мотивацию на учебную деятельность.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные результаты детей.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка первоклассников овладения социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, которая представляет собой процедуру мнений группы специалистов, которую определяет школа и включает педагогических и медицинских работников. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты представляются в табличной форме с удобными и понятными всем членам экспертной группы условными единицами:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Имена | Личностное БУД на уроке и внеклассных занятиях |
| Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
Елизавета М. | Минимальная динамика | Минимальная динамика | Удовлетворительная динамика | Удовлетворительная динамика |
Ирина М. | Удовлетворительная динамика | Удовлетворительная динамика | Значительная динамика | Значительная динамика |
Евгения С. | Минимальная динамика | Минимальная динамика | Удовлетворительная динамика | Удовлетворительная динамика |
| Личностное БУД на уроке и внеклассных занятиях |
| Осознание себя как члена гражданина. |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
Елизавета М. | Минимальная динамика | Минимальная динамика | Удовлетворительная динамика | Удовлетворительная динамика |
Ирина М. | Удовлетворительная динамика | Значительная динамика | Значительная динамика | Значительная динамика |
Евгения С. | Минимальная динамика | Удовлетворительная динамика | Удовлетворительная динамика | Значительная динамика |
По результатам динамики учитель видит не только положительный результат, но и проблемы, которые он решает совместно с экспертной группой и родителями. Результаты оценки личностных достижений заносятся в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способностью применять их в практической деятельности.
Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса (согласно модели ФГОС), т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки, а сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Но, с первого дня обучения учителю необходимо отслеживать уровень усвоения знаний по предметам для определения эффективности своей работы.
Во время обучения в 1-м классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление даже незначительных предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Первокласснику не всегда понятны качественные оценки. Исходя из этого необходимо использовать безотметочную систему оценивания понятную родителям и детям. Предметные результаты могут быть оценены по разному: словесно («Умница», «Молодец», «Ты пример». «Ты справился», «Все получится»,«Постарайся» и т.д.) и с использованием графических символов (▲, ☼, ☺, ■ и др.) на основании положения школы о безотметочном обучении.
Разработка критериев оценивания может осуществляться по направлениям: достоверность («верные» или «неверные»), правильность выполнения и полнота (полные, частично полные и неполные), самостоятельность (наличие / отсутствие помощи) и др..
Результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие) и т.д..
Результаты, продемонстрированные учеником целесообразно соотносить, с оценками типа:
0 баллов — действие отсутствует;
1 балл — смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию;
4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Имена | Русский язык |
| Списывание по слогам и целыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием. |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
Елизавета М. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Ирина М. | 2 | 3 | 3 | 4 |
Евгения С. | 1 | 2 | 2 | 3 |
Имена | Устная речь (речевая практика) |
| Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
Елизавета М. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ирина М. | 2 | 3 | 4 | 4 |
Евгения С. | 2 | 3 | 3 | 3 |
Имена | Чтение |
| Осознанное и правильное чтение текст в вслух по слогам и целыми словами. |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
| Различие звуков Понимание прочитанных слов звуками. | Чтение Звук+слог =слово Понимание прочитанного | Чтение Слог+ слог =слово Понимание прочитанного | Чтение Слог+ слог =слово Переход к чтению целыми словами Понимание прочитанного |
Елизавета М. | 1 | 2 | 2 | 3 |
Ирина М. | 3 | 3 | 3 | 3 |
Евгения С. | 1 | 1 | 2 | 2 |
Имена | Предметы, направленные на развитие логического мышления. Математика |
| Знание числового ряда в прямом и обратном порядке |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
| Счет до 3 прямой и обратный | Счет до 5 прямой и обратный | Счет до 8 прямой и обратный | Счет до 10 прямой и обратный |
Елизавета М. | 1 | 2 | 3 | 3 |
Ирина М. | 3 | 3 | 3 | 4 |
Евгения С. | 1 | 1 | 2 | 3 |
Имена | Предметы, направленные на развитие логического мышления. Математика |
| Понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
| Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 3. | Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 5. | Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 8. | Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 10. |
Елизавета М. | 1 | 2 | 2 | 3 |
Ирина М. | 3 | 3 | 3 | 4 |
Евгения С. | 1 | 2 | 2 | 3 |
| Предметы направленные на развитие логического мышления. Математика |
| Знание и различие геометрических фигур |
| 1четверть | 2 четверть | Ожидаемый результат на конец 3 четверти | Ожидаемый результат на конец года |
Елизавета М. | 2 | 2 | 3 | 3 |
Ирина М. | 3 | 3 | 3 | 4 |
Евгения С. | 2 | 2 | 3 | 3 |
Подобного рода динамика позволяет оценить не только то, чему учитель намерен учить, но и раскрывает отношение каждого ученика к пониманию и восприятию предмета (темы). Данная система оценивания позволяет адекватно аргументировать оценку способностей каждого ученика. Оценивание повышает мотивацию. Если ребенок успешен, то он готов двигаться навстречу новому, формируется позитивное отношение к учебе. В свою очередь данная система оцендемонстрирует учителю не только достижения, но и проблемы. Это позволяет учителю скорректировать свою дальнейшую деятельность.
Предложенная система оценивания способствует успешному развитию ребенка с ОВЗ в той или иной деятельности в зависимости от его психофизического развития. Согласно введенных государственных стандартов каждый ученик рассматривается индивидуально как личность способная чувствовать себя успешной в современном обществе. Современному обществу нужны люди, которые способны не только руководить, но и выполнять мелкую работу. Если мы педагоги создадим ситуацию успеха ребенку с ОВЗ еще в начальном звене, то по окончанию школы получим сформированную личность, способную принести пусть даже незначительную пользу обществу.
В любом случае, при оценке итоговых предметных и личностных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.