СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый федеральный   государственный образовательный стандарт ставит перед нами – педагогами новую цель, конечным продуктом которой  должен стать выпускник с высоким личностно-развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить  новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС.»


Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами – педагогами новую цель, конечным продуктом которой должен стать выпускник с высоким личностно-развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Гуманистический характер образования, являясь приоритетом общечеловеческих ценностей, предполагает создания для всех детей образовательных условий, адекватных их возможностям и потребностям.

Актуальность проблемы организации образовательного процесса, способствующего целостному развитию всех его участников, обусловлена увеличением в последние годы количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и развитием интеграционных тенденции в системе образования. В связи с этим Министерство юстиции РФ зарегистрировало ведомственные приказы Минобрнауки об утверждении федеральных государственных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Федеральный Государственный образовательный стандарт для школ 8 вида был введен с сентября 2016г., на основании приказа МинОбр РФ №1599 от 19.12.2014г.

Вся система коррекционной работы направлена на социальную адаптацию ребёнка с ОВЗ в современном мире.

Из этого следует, что правильно организованная работа, позволяет определить пути и способы достижения социально желаемого развития обучающихся с ОВЗ.

В рамках реализации приказа была предложена адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями. Любая образовательная программа рассчитана на передачу определенного количества знаний и умений. В свою очередь приобретаемые детьми знания и умения должны оцениваться.
Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик.

Дети с интеллектуальной недостаточностью требуют вдвое больше внимания к оцениванию своей деятельности. Данная потребность может утрачиваться, что влечет за собой низкую мотивацию на учебную деятельность.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с интеллектуальными нарушениями оценке подлежат личностные и предметные результаты детей.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Всесторонняя и комплексная оценка первоклассников овладения социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, которая представляет собой процедуру мнений группы специалистов, которую определяет школа и включает педагогических и медицинских работников. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты представляются в табличной форме с удобными и понятными всем членам экспертной группы условными единицами:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.


Имена

Личностное БУД на уроке и внеклассных занятиях


Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

Минимальная динамика

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Ирина М.

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Значительная динамика

Значительная динамика

Евгения С.

Минимальная динамика

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика



Личностное БУД на уроке и внеклассных занятиях


Осознание себя как члена гражданина.


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

Минимальная динамика

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Ирина М.

Удовлетворительная динамика

Значительная динамика

Значительная динамика

Значительная динамика

Евгения С.

Минимальная динамика

Удовлетворительная динамика

Удовлетворительная динамика

Значительная динамика


По результатам динамики учитель видит не только положительный результат, но и проблемы, которые он решает совместно с экспертной группой и родителями. Результаты оценки личностных достижений заносятся в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.


Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способностью применять их в практической деятельности.

Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса (согласно модели ФГОС), т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки, а сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Но, с первого дня обучения учителю необходимо отслеживать уровень усвоения знаний по предметам для определения эффективности своей работы.

Во время обучения в 1-м классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление даже незначительных предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Первокласснику не всегда понятны качественные оценки. Исходя из этого необходимо использовать безотметочную систему оценивания понятную родителям и детям. Предметные результаты могут быть оценены по разному: словесно («Умница», «Молодец», «Ты пример». «Ты справился», «Все получится»,«Постарайся» и т.д.) и с использованием графических символов (▲, ☼, ☺, ■ и др.) на основании положения школы о безотметочном обучении.

Разработка критериев оценивания может осуществляться по направлениям: достоверность («верные» или «неверные»), правильность выполнения и полнота (полные, частично полные и неполные), самостоятельность (наличие / отсутствие помощи) и др..

Результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие) и т.д..

Результаты, продемонстрированные учеником целесообразно соотносить, с оценками типа:

0 баллов — действие отсутствует;

1 балл — смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по указанию;

4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.


Имена

Русский язык


Списывание по слогам и целыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием.


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

1

1

1

2

Ирина М.

2

3

3

4

Евгения С.

1

2

2

3


Имена

Устная речь (речевая практика)


Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений. Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

1

2

3

4

Ирина М.

2

3

4

4

Евгения С.

2

3

3

3


Имена

Чтение


Осознанное и правильное чтение текст в вслух по слогам и целыми словами.


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года


Различие звуков

Понимание прочитанных слов звуками.

Чтение

Звук+слог =слово Понимание прочитанного

Чтение

Слог+ слог =слово

Понимание прочитанного

Чтение

Слог+ слог =слово

Переход к чтению целыми словами

Понимание прочитанного

Елизавета М.

1

2

2

3

Ирина М.

3

3

3

3

Евгения С.

1

1

2

2


Имена

Предметы, направленные на развитие логического мышления.

Математика


Знание числового ряда в прямом и обратном порядке


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец

3 четверти

Ожидаемый результат на конец года


Счет до 3 прямой и обратный

Счет до 5 прямой и обратный

Счет до 8 прямой и обратный

Счет до 10 прямой и обратный

Елизавета М.

1

2

3

3

Ирина М.

3

3

3

4

Евгения С.

1

1

2

3


Имена

Предметы, направленные на развитие логического мышления.

Математика


Понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года


Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 3.

Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 5.

Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 8.

Арифметические действия сложения и вычитания в пределах 10.

Елизавета М.

1

2

2

3

Ирина М.

3

3

3

4

Евгения С.

1

2

2

3



Предметы направленные на развитие логического мышления.

Математика


Знание и различие геометрических фигур


1четверть

2 четверть

Ожидаемый результат на конец 3 четверти

Ожидаемый результат на конец года

Елизавета М.

2

2

3

3

Ирина М.

3

3

3

4

Евгения С.

2

2

3

3


Подобного рода динамика позволяет оценить не только то, чему учитель намерен учить, но и раскрывает отношение каждого ученика к пониманию и восприятию предмета (темы). Данная система оценивания позволяет адекватно аргументировать оценку способностей каждого ученика. Оценивание повышает мотивацию. Если ребенок успешен, то он готов двигаться навстречу новому, формируется позитивное отношение к учебе. В свою очередь данная система оцендемонстрирует учителю не только достижения, но и проблемы. Это позволяет учителю скорректировать свою дальнейшую деятельность.


Предложенная система оценивания способствует успешному развитию ребенка с ОВЗ в той или иной деятельности в зависимости от его психофизического развития. Согласно введенных государственных стандартов каждый ученик рассматривается индивидуально как личность способная чувствовать себя успешной в современном обществе. Современному обществу нужны люди, которые способны не только руководить, но и выполнять мелкую работу. Если мы педагоги создадим ситуацию успеха ребенку с ОВЗ еще в начальном звене, то по окончанию школы получим сформированную личность, способную принести пусть даже незначительную пользу обществу.

В любом случае, при оценке итоговых предметных и личностных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!