СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Словарно-фразеологическая работа на уроках русского языка в школах с нерусским языком обучения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рекомендуется молодым специалистам при обучении  детей  русскому языку, как иностранному,  в школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Словарно-фразеологическая работа на уроках русского языка в школах с нерусским языком обучения"»

Методические рекомендации по проведению словарно-фразеологической работы на уроках русского языка в школах с узбекским языком обучения.

Словарная работа осуществляется по типу подачи активной лексики, характерной иностранной методике. На каждом уроке, исходя из лексического минимума, подаются слова активной лексики параллельно с пассивной лексикой.

Сначала надо определить, что такое активная или пассивная лексика. Активная лексика-это слова, значение которых должен знать ученик, употреблять в речи повседневно в той или иной сфере общения. Пассивная лексика-это слова, лексическое значение которых понимается в общем виде, редко употребляется в речи.

Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы ученик при порождении речи владел свободной речью для уточнения мысли. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих и фразеологизмы), антонимических пар, что позволяют сделать выбор необходимой единицы. Главный аспект работы по обогащению словарного запаса учащихся - работа над значением и употреблением слова. Значение конкретных слов объясняется иллюстративным методом, а значение абстрактных понятий объясняется через указание на ситуацию, в которой данный признак проявляется (например: радость – это когда встретились друзья)

Лексический минимум предусматривает следующую дозировку слов на каждом уроке:

2-4-классы-2- 4 слов;

5-7 классы-5-6 слов;

8-9 классы-7-8 слов;

9-10-11 классы-9-10 слов активной лексики.

По окончанию базового образования лексический минимум составит 5000 усвоенных единиц, что позволяют свободно общаться на русском, при условии, если этапы работы над словарём будут соблюдаться на каждом уроке. Нужно при этом помнить:

1. Каждое «активное» слово должно прозвучать на уроке не менее 14-16 раз.

2. Работа, начатая по лексике в начале урока, должна продолжаться до окончания урока.

3. Слово по себе, как лексическая единица, не учит учащихся говорению, и поэтому оно должно подаваться во фразе или контексте.

4. Учитель обязан следить за пополнением минимума, осуществлять контроль над усвоенной лексикой, знать все приёмы работы и не смешивать этапы, которые должны выдерживаться в процессе ведения урока.

5. Работа, начатая по обогащению словарного запаса на уроках литературного чтения, продолжается на уроках русского языка.

Чтобы ученики навсегда усвоили изучаемую лексику, нужно помнить методику проведения словарной работы.

В методике проведения словарной работы на уроке

существует 3 этапа работы над лексикой.

1-этап: Подача новых слов.

Она состоит из приёмов работы учителя. (При этом нужно помнить то, что пока этот этап не будет осуществлён, ко 2-этапу не переходить)

Приёмы работ следующие:

  1. Запись слов на доске учителем, а учащимися в тетради. Перевод можно дать на латинской графике. ( Или учитель называет незнакомые слова, а ученики следят по учебнику)

  2. Произношение слов и постановка ударения. Причём следует говорить, что ударение падает на слог.

  3. Связь с грамматикой (объяснение правописания и правильного произношения).

  4. Словотолкование. При этом нужно помнить: если при толковании будет встречаться ещё незнакомое слово, то такое слово переводится на родной язык.

  5. Подбор синонимов или антонимов (можно не ко всем словам, а выборочным).

  6. Составление словосочетаний.

  7. Составление предложений.

  8. Включение нового слова в вопрос.

  9. Включение нового слова в ответ.

10. Составление рассказа с гнездом слов активной лексики (он может быть тематическим или ситуативным).

11. Проговаривание перед чтением текста 1-го задания, находящегося под текстом. (Прежде чем, как ознакомиться с текстом, нужно дать установку: «Прочитайте или прослушайте текст и скажите, о чём говорится в нём»).

12. Выделение активной лексики из контекста. (Выделяется целое предложение из контекста с новым словом).

13. Использование активной лексики при пересказе текста.

14. Усвоение лексики при помощи наглядных пособий: картин, рисунков, схем, вещей, предметов, ситуаций, образов-символов.

15. Активная лексика подаётся через ТСО со всеми видами упражнений закрепительной лексики.

Из всех предложенных выше 15 приёмов работы на 1 урок подаётся 5-6 приёмов работы учителя, то есть указанные приёмы чередуются.


2 – этап: Закрепление новой лексики.

К нему нужно переходить только после первого этапа. Этому этапу работы соответствуют все приёмы работы 1-этапа, которые должны вызвать ответный вид деятельности учащихся.

  1. Произнесение слов учениками.

  2. Постановка ударений в словах.

  3. Объяснение учениками правописания слов активной лексики.

  4. Объяснение значения слова учениками.

  5. Подбор синонимов, антонимов.

  6. Перевод их на родной язык.

  7. Составление с ними словосочетаний, предложений.

  8. Выделение предложений с изучаемой лексикой из контекста и т.п.

3-этап: Контроль над усвоенной лексикой.

Этот этап осуществляется на последующих уроках. Виды работы следующие:

  1. Словарная пятиминутка (устная или письменная).

Начинается она с варианта родного языка с переводом на русский, с обязательным включением в рассказ.

  1. Словарный диктант (обычно берутся слова нескольких уроков). Данный вид работы оценивается выборочно.

Методика проведения словарного диктанта:

    1. Сообщается цель работы («хочу проверить усвоение слов»)

    2. Учащиеся просматривают узбекские слова на доске.

    3. Самостоятельно письменно переводят на русский язык.

    4. Выбирают 4-5 слов, составляют с ними предложения и записывают в тетрадях.

    5. Некоторые могут составить сюжетный рассказ с употреблением изученных слов.

Диктанты проверяются. Если все ученики справились с заданием, то можно поставить оценки не выборочно, а целой группе. В таком случае в журнале необходимо записать в графе «что пройдено» «словарный диктант».







Абдувагапова Розия – учительница русского языка школы № 29 Гиждуванского района Бухарской области.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!