СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Содержание, структура и уровни готовности учителя к инновационной деятельности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные тенденции в исследовании нереализованности педагогических инноваций усматривают неподготовленность внедрения нового не только в организационной и технической стороне дела, но и в личностном, психологическом отношении. Актуальной является проблема психологической готовности педагогов к реализации инноваций.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Содержание, структура и уровни готовности учителя к инновационной деятельности"»

Содержание, структура и уровни готовности учителя к инновационной деятельности

Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Довольно быстрые и существенные изменения в экономической, политической и социокультурной жизни общества за последние десятилетия привели к серьезным преобразованиям в области образования. Модернизация образования является процессом внедрения инноваций, а учитель - главным действующим лицом любых преобразований. От учителя, его мотивации, готовности и умения решать возникающие проблемы зависит, насколько полно и адекватно учащийся сможет реализовать свой потенциал в когнитивном и личностном развитии.

Современные тенденции в исследовании нереализованности педагогических инноваций усматривают неподготовленность внедрения нового не только в организационной и технической стороне дела, но и в личностном, психологическом отношении. Актуальной является проблема психологической готовности педагогов к реализации инноваций.

Исследуя готовность педагога к инновационной деятельности, рассматривая ее как когнитивную и мотивационно-ценностную установку на изменение собственной педагогической деятельности, основанную на осмыслении барьеров, препятствующих осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне, самоанализе, Е.Ю. Ибатуллина предлагает авторскую трактовку этого понятия, что «готовность к инновационной деятельности» есть образование зрелой личности, которое включает соответствующие знания, умения и направленность. При этом знания и умения в структуре личности составляют самостоятельную подструктуру. Отношения определяются содержанием социального уровня направленности личности.

Создание инновационного климата в сфере образования – цель национальной образовательной политики России.

В рамках исследования была проведена диагностика итогового, личностного компонента готовности, которая проводилась на основе анализа творческих работ педагогов и по методике Т.С. Соловьевой «Восприимчивость педагогов к новшествам».

На основе критериев и показателей выделены уровни готовности к инновационной деятельности  педагога:

  • начальный (незначительный интерес или его отсутствие у педагога к инновационной деятельности, отсутствие системы знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, случайная, стихийная реализация инновационной деятельности или её отсутствие, отсутствие индивидуального стиля деятельности),

  • низкий (неустойчивый интерес к инновационной деятельности, разрозненная система знаний об инновационных технологиях и собственном инновационном потенциале, не достаточно системная и продуманная реализация инновационной деятельности, но в работе присутствуют элементы индивидуального стиля деятельности),

  • средний (устойчивый интерес к инновационной деятельности, сформированная система знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, системная реализация инновационной деятельности, индивидуальный стиль инновационной деятельности у педагога);

  • высокий (владение высокой мотивацией, свободное владение и творческое использование знаний об инновационных технологиях, наличие творческой деятельности у педагога).

Готовность педагога к инновационной деятельности, в рамках исследования, следует понимать, как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики. Опираясь на разработки В.А.Сластенина, уместно рассмотреть струк­туру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности. Но, учитывая специфику исследования, что выход на инновационный уровень педагогической деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками. В своем исследовании мы выделяем следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности.

Мотивационный компонент - потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики. Характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.

Когнитивный компонент - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности.

Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области инновационной деятельности, творческие способности.

Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения.

В исследовании уместно подойти к изучению готовности педагога к инновационной деятельности через рассмотрение выделенных компонентов, которые рассматривали целостно.

Педагогическая диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности, являясь исследовательской процедурой, направлена на выявление и оценку уровня готовности и реализует функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Функции педагогической диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности

Функция

Содержание

Оценочная

Диагностические данные позволяют оценить актуальный уровень развития готовности путем сравнения и сопоставления достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности

Прогностическая

Диагностические данные обеспечивают основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы, прогнозирования спектра необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности

Конструктивная

Диагностические данные обеспечивают основу для моделирования процесса развития данной готовности, прогнозировать спектр необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности.

Управленческая

Обеспечивает организацию и самоорганизацию развития готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием диагностических данных внешней и самодиагностики

Обратной связи

Диагностические данные служат для корректировки процесса развития готовности на основе анализа актуального уровня готовности педагогов к инновационной деятельности



Уровни готовности педагога к инновационной деятельности могут быть сформулированы следующим образом:

Базовый уровень - педагог осознает необходимость изменений в профессиональной деятельности, но не обладает для этого необходимыми знаниями о способах, средствах, технологиях, позволяющих осуществлять инновационную деятельность. Уровень развития педагогической рефлексии слабый. Мотивационная готовность к инновационной деятельности низкая, что порождает неуверен­ность в собственных силах, которая выражается в стремлении следовать сложив­шимся стереотипам в профессиональной деятельности. На данном уровне готовность проявляется в стиле педагогической деятельности, мотивационной неготовности к инновациям, ригидности педагогического мыш­ления, низком уровне педагогической рефлексии.

Профессионально-функциональный уровень характеризуется принятием на личностном уровне инновационных идей, устойчивым стремлением к изменению стиля педагогической деятельности, к овладению современными образова­тельными технологиями, но уровень развития педагогической рефлексии недоста­точен, мотивационная готовность к осуществлению инновационной деятельности носит ожидающий характер. На данном уровне педагоги не готовы к коренным преобразованиям и их педагогическая деятельность носит характер модерниза­ции. В основе инновации-модернизации, по мнению М.В. Кларина, лежит репро­дуктивный вид деятельности, который связывается им с технологическим подхо­дом к совершенствованию системы образования. Педагоги стремятся внедрять новые формы и методы обучения детей в рамках традиционной пара­дигмы образования, не изменяя при этом стиля педагогической деятельности. На данном уровне готовность проявляется в сфере педагогиче­ского мышления, мотивации и рефлексии.

Профессионально-эффективный уровень характеризуется развитым моти­вом самосовершенствования с целью достижения максимальной самореализации в профессиональной сфере; наличием системных знаний в области педагогической инноватики, развитой педагогической рефлексией и мотивацией. Такие педагоги активно внедряют новые технологии обучения, меняют стиль педагогической дея­тельности, обладают гибким мышлением и высокоразвитой способностью к реф­лексии. Они новаторы. Уровень готовности на данном уровне прак­тически не проявляется. Он может проявляться в отдельных ситуациях, связанных в основном с системой ценностей.

Исходя из описанных выше уровней готовности педагогов к инновационной деятельности, а также опираясь на исследования В.А. Сластенина, в качест­ве критериев, позволяющих определить профессиональный консерватизм, пре­пятствующий инновационному образовательному процессу, были определены следующие.

Когнитивный критерий отражает уровень ригидности педагогического мышления, системность теоретических знаний в области педагогических иннова­ций, их глубины. Способность к анализу педагогической реальности. Низкие по­казатели по данному критерию свидетельствуют о наличии барьеров в когнитивной сфере.

Показателями когнитивного критерия являются: владение терминологи­ей и понятийным аппаратом в области педагогических инноваций, применение теоретических знаний в практической педагогической деятельности. Особым по­казателем когнитивного критерия представляется педагогическая инновационная компетентность.

Аксиологический критерий - отношение к инновациям как к педагогиче­ской ценности. Понимание смысла и ценности педагогической деятельности, от­ветственности за ее результаты. Профессиональные ценностные ориентации есть знания о различных сторонах деятельности, актуализированные в представлении о ней, и ценностном отношении к ней. Через профессиональные ценностные ориен­тации проявляется отношение человека к профессиональной деятельности, которое формирует его поведение, а также характер деятельности и способы самоактуали­зации в ней. Профессиональные ценностные ориентации оказывают, наряду с об­щечеловеческими ценностными ориентациями, серьезное влияние на мотивы про­фессиональной деятельности.

К показателям аксиологического критерия относится система профес­сиональных ценностей педагога. Отражая ценностно-психологическое содержа­ние педагогической деятельности, этот показатель несёт в себе мотивы выбора профессии, удовлетворённость ею, устойчивый интерес к профессиональной дея­тельности, установку на продуктивную творческую деятельность, стремление и способность к профессиональному саморазвитию.

Мотивационно-поведенческий критерий - наличие внутренней потребно­сти не столько в осуществлении инноваций, сколько в научном обосновании их целесообразности, определении факторов оптимального сосуществования тради­ций и инноваций, формировании установки на эффективность, а не на новизну осуществляемых преобразований. В исследованиях Г.А. Родионовой и Д.Г. Стрелкова отмечается, что за последние годы в мотивационной дея­тельности специалистов произошли опасные изменения, а именно ослабление ус­тановки на профессиональное самосовершенствование.

К показателям мотивационно-поведенческого критерия относится по­ложительное отношение к инновационной педагогической деятельности, внут­реннее удовлетворение от результатов педагогического труда, радость от творче­ской инновационной деятельности.

Деятельностно-регулятивный критерий отражает наличие у педагога раз­витой способности к саморегуляции, показателем которой, по словам Н.Ю. Посталюка, является «переориентации личности с подчинения мотивам на признание их как объекта самоуправления». Высший уровень саморегу­ляции - самоуправление - характеризует личность, которая выступает как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную тактику и стратегию.

К показателям деятельностно-регулятивного критерия относится исполь­зование в педагогической деятельности современных педагогических технологий, инновационных форм и методов. Педагогическая рефлексия и саморегуляция.

Педагог, как целостная личность, может находиться на разных уровнях го­товности к инновационной деятельности по различным критериям и обладать различной степенью профессионального консерватизма в соответствии с разными показателями. Например, по когнитивному критерию может выходить на профес­сионально-эффективный уровень, а по аксиологическому или деятельностно- регулятивному — находиться на базовом или профессионально-функциональном уровне, соответственно, и степень консерватизма по разным показателям будет различной. Покомпонентный анализ, на наш взгляд, представляется очень важ­ным. Нельзя по одному показателю относить педагогов к новаторам или консер­ваторам. Для разработки структурно-динамической модели готовности педагога к инновационной деятельности очень значим именно покомпонентный анализ, не­обходимо конкретно знать, в чем проявляется консерватизм: в когнитивной сфере или мотивационно-деятельностной, а не корректировать его в целом и общем. По­этому в процессе исследования возникла необходимость решать проблему норми­рования частных уровней и приведения их к единому обобщенному уровню. В данной работе было сделано допущение, что выделенные нами критерии равно­значны при оценке уровней готовности к инновационной деятельности и опреде­лении степени профессионального консерватизма. Уровень готовности к иннова­ционной деятельности и степень профессионального консерватизма находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости. Чем выше уровень инно­вационной грамотности педагога, тем ниже уровень педагогической ригидности мышления и, следовательно, ниже уровень готовности.

На основании вышесказанного предлагается следующий алгоритм и ме­тодика оценки обобщенного уровня готовности к инновационной деятельности.

Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности и степени профессионального консерватизма по показателям когнитивного критерия.

    1. Оценка уровня сформированности у педагога каждого из показателей когнитивного критерия. В качестве метода оценки выступает система тестов.

    2. Суммирование баллов, набранных педагогом по каждому из показате­лей когнитивного критерия.

    3. Оценка уровня готовности к инновационной деятельности по когни­тивному критерию, согласно сводному классификатору (базовый уровень - 0-1 балл, профессионально-функциональный уровень - 1-3 балла, профессионально- эффективный уровень - 4-5 баллов).

  1. Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности по показателям аксиологического критерия. Производится аналогично пункту 1 дан­ной методики.

  2. Оценка уровня по показателям эмоционально-мотивационного критерия, поскольку в рамках данного критерия выделен 1 показатель, то суммирование не производится и оценка по показателю является оценкой по критерию. Методом оценки является также система тестов.

4. Оценка уровня по показателям деятельностно-регулятивного критерия производится аналогично пункту 3 методики.

Результаты теоретических и прикладных исследований в области определе­ния критериев, уровней, показателей, описывающих состояние, функционирова­ние субъекта, свидетельствуют о том, что рассматриваемые критерии, уровни, по­казатели могут быть как однородными (в смысле принадлежности к одному раз­ряду), так и разноплановыми.

Необходимо отметить, что, как правило, они могут выступать как самостоя­тельными компонентами структурной иерархии изучаемого объекта, так и быть включёнными (являться показателями) в отдельный компонент структуры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!