СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему:"Социальный проект как средство духовно-нравственного воспитания личности учащегося"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:"Социальный проект как средство духовно-нравственного воспитания личности учащегося"»

Социальный проект как средство духовно-нравственного воспитания личности учащегося.

Кудрявцева Л. А.

учитель начальных классов,

МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа»,

РМЭ, Волжский район, с. Новые Параты


Аннотация. В статье автор раскрывает понятие «патриотическое воспитание младшего школьника», пути формирования его активной гражданской позиции. Автор, опираясь на свой опыт, рассказывает о том, как система специальных развивающих занятий помогает младшим школьникам изучать историю, культуру и традиции своего народа, воспитывает любовь и уважение к своему Отечеству.

Ключевые слова: младший школьник, патриотизм, патриотическое воспитание, гражданственность, духовно-нравственное воспитание.


Сегодня в числе важных ключевых проблем образования остро звучат вопросы духовно- нравственного и гражданского воспитания и обучения детей. В последнее время наблюдается морально-нравственная дезинтеграция общества, нарушается преемственная связь поколений, теряются национальные духовные традиции. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Младший школьный возраст — это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Поэтому перед школой встает вопрос гражданско-патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать истинных патриотов своей большой Родины, если не прививать любовь к своей малой родине. Каждый гражданин своей страны должен гордиться родной землёй, знать национальную культуру, традиции своего народа, любить родной язык. Как же воспитать гражданина и патриота своей страны? Этот вопрос задавал, наверное, не раз каждый из вас. Что можем и должны сделать сегодня мы, а именно школа и учителя, совместно с родителями? В наших руках: педагогов начальной школы и родителей, бесконечные возможности для решения данной задачи.

В этой связи огромное значение уделяется ознакомлению младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. В процессе духовно - нравственного воспитания использую различные виды и формы работы: экскурсии, поездки, походы, связанные с нравственной тематикой; тематические классные часы по нравственной тематике; организация циклов бесед "Уроки нравственности"; театральные представления по нравственной тематике; праздники, сюрпризы, конкурсы;читательские конференции; изучение нравственного наследия своей Республики;проектно-исследовательская деятельность; публикация рассказов, стихотворений ; создание книжек-малышек; беседы, тренинги;

В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Я считаю, что методика проектного обучения является наиболее удачной, и отвечает требованиям современного образования. На уроках и во внеурочной деятельности реализуются проекты «Богатство отданное людям» о враче-педиатре нашей амбулатории, «Рассказ капельки о Морском глазе», «Родной город Волжск», «Хранительница книг» о сельской библиотеке, «Моё родное село», «Моя мама учитель», «Родники» и одна из интересных и значимых работ- социальный проект «Ветеран живёт рядом».

Я начала с самого доступного для детей – с личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. С юных лет они учатся бережному отношению к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств происходит через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Активная поисково-исследовательская деятельность помогла детям впервые столкнуться с информацией о прошлом своей семьи. Это устные рассказы бабушек, дедушек, документы, письма, фотографии. История каждой семьи-это часть истории страны и всего нашего народа. С искренним интересом во многих семьях взялись за составление своих родословных. Изучение родословной привело к развитию интереса к истории своей семьи, укреплению духовных ценностей семьи, более близкому общению членов семьи. Дети узнали, где родились, жили, кем по профессии были их родственники, в какие игры играли, какие праздники отмечали и как к ним готовились. В совместной деятельности со взрослыми у детей формируются самые лучшие качества-любовь к Родине, уважение к старшим, чувство гордости.

Метод социальных проектов является, на мой взгляд, действенным воспитательным инструментом. Этот метод позволяет формировать у учащихся необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры. Социальное проектирование –это целенаправленная значимая деятельность учащихся, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Его основная цель-создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по актуальной социальной проблеме. Позитивной чертой социального проектирования является то, что учащиеся активно используя свои знания, общение и сотрудничество друг с другом, проводя интервью, опросы могут увидеть результаты своей деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. подготовительный. После обсуждения актуальных социальных проблем своего села, района, города или страны учащимся было предложено выбрать тему будущего проекта. Тем было предложено очень много, такие как «Благоустройство школы», «Помощь библиотеке», «Помощь зимующим птицам», «Добрый шкаф» и т. д. Так как приближалась памятная дата «70 лет Победе», ребята решили разработать социальный проект «Ветеран живёт рядом».

2. исследовательский. На этом этапе обсуждались методы исследования ( опрос, анкетирование, интервью). Учащиеся разделились на рабочие группы и начали собирать информацию (письменные источники, интернет). Учащиеся собирали материал о своих прабабушках и прадедушках, участниках ВОВ и тружениках тыла. На этом этапе каждый учился работать самостоятельно.

3. оформление проекта. Каждая группы проанализировала, систематизировала полученные данные, затем подвела итоги своей работы. Был оформлен альбом памяти.

4. защита проекта. В данном случае защита проекта – классный час «Спасибо за победу».

Социальные проекты несут в себе огромный потенциал в формировании гражданского воспитания. Данный проект «Ветеран живёт рядом» воспитывает патриотические качества, развивает познавательную активность. Учащиеся в ходе реализации проекта учатся находить, анализировать, обрабатывать информацию. Такие проекты учат работать в команде, быть лидером, взаимодействовать с другими, уважать мнение других. Учащиеся учатся выполнять разные обязанности, работать самостоятельно, у них развивается критическое и творческое мышление. Социальный проект «Ветеран живёт рядом»  является эффективным средством формирования активной гражданской позиции подрастающего поколения и их патриотических качеств, повышение социальной активности и ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну. Методика проектного обучения играет большую роль в формировании гражданского мировоззрения.

Самые сложные среди всех отношений человека к окружающему миру-нравственные, они устанавливаются нелегко. Они просты внешне, но сложны внутренне. Если ребёнок испытал в детстве чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за родных, уважение к трудящему человеку, восхищение подвигом он приобрёл эмоциональный опыт, который будет иметь огромное значение для дальнейшего роста.



Список литературы:

  1. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования/ / Педагогика. 2001. №

  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. – 248 с.

  3. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников.: методическое пособие/ сост.О.А. Ещёркина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 125с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!