Среда как фактор безопасности, комфортности, успешности процесса социализации школьника
Современный мир требует от учащихся успешности во всех сферах деятельности: в личной жизни, в учебе, в спортивных мероприятиях, в творчестве. Это предполагает сформированные навыки и умения, глубокие знания, стрессоустойчивость, гибкость, критическое и творческое мышление. Но для того, чтобы все необходимые навыки были сформированы необходимо создать такую образовательную среду, которая будет комфортна для всех учащихся.
Данная среда характеризуется отсутствием стрессовых ситуаций и минимизацией вреда от стрессогенных факторов, а именно отсутсвия следующих стадий стресса:
1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Основные источники стресса в школе:
- Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей
- Буллинг
- Резкая смена режима или распорядка дня в школе
- Начало и конец учебного года
- Экзамены и подготовка к ним
Современная образовательная среда должна становится пространством полноценного взросления и обучения, душевного комфорта и благоприятного социально-психологического.
Что же поможет в формировании такой среды?
- наличие инновационных и развивающих образовательных технологий,
-личностно- ориентированном обучение.
-атмосфера доверия и взаимного уважения,
Принципы комфортной образовательной среды:
1. Безопасность
2. Насыщенность культурно значимыми объектами.
3. Доступность для полисенсорного восприятия
4. Смысловая упорядоченность.
5. Погружение в систему социальных отношений.
6. Развивающий характер.
7. Ориентация на охрану и развитие реальных и потенциальных познавательных возможностей.
Создавая комфортные условия в образовательной среде, педагог стремится к комфорту для всех и гармоничное развитие личности каждого учащегося, «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют».
Это такое внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. Оно помогает сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.
Самое главное, это желание педагога создать такую среду и направить учащихся в нужную сторону.