СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему  "Типы письма и их история".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Типы письма и их история.

 

   Звуковая речь, являющаяся  о с н о в н ы м  средством   о б щ е н и я  в человеческом  коллективе, дала возможность развиться и другим средствам передачи информации. Одним из таких  д о п о л н и т е л ь н ы х  с р е д с т в  о б щ е н и я, появившимся в глубокой древности, является  п и с ь м о. Оно давало возможность человеку передавать мысли, сообщения другому племени, фиксировать необходимые сведения, сохранять в память накопленные знания, передавать их от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может использовать опыт всего человечества, использовать его в своей деятельности, приумножать знания , сообщать их на дальние расстояния , фиксировать для потомков. Письмо и в наши дни способствует повышению  о б ъ е д и н я ю щ е й  роли языка.       

        

История письма - это одна из важных страниц в истории развития  к у л- ь т у р ы человечества. Знание этой истории необходимо, так как это позволяет наглядно представить , как шёл человек по пути прогресса.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему  "Типы письма и их история".»


Типы письма и их история.


Звуковая речь, являющаяся о с н о в н ы м средством о б щ е н и я в человеческом коллективе, дала возможность развиться и другим средствам передачи информации. Одним из таких д о п о л н и т е л ь н ы х с р е д с т в о б щ е н и я, появившимся в глубокой древности, является п и с ь м о. Оно давало возможность человеку передавать мысли, сообщения другому племени, фиксировать необходимые сведения, сохранять в память накопленные знания, передавать их от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может использовать опыт всего человечества, использовать его в своей деятельности, приумножать знания , сообщать их на дальние расстояния , фиксировать для потомков. Письмо и в наши дни способствует повышению о б ъ е д и н я ю щ е й роли языка.

История письма - это одна из важных страниц в истории развития к у л- ь т у р ы человечества. Знание этой истории необходимо, так как это позволяет наглядно представить , как шёл человек по пути прогресса.

Письмо появились рано, так как человек рано столкнулся с необходимостью передавать информацию в тех случаях, когда прямое общение с использованием звуковой речи было невозможно.

Появлению письма предшествовало использование для передачи мысли на расстояния различных предметов, которым придавалось то или иное условное значение. Например, засохшая ветка сообщала о болезни вождя, стрела могла быть известием о войне или приглашением на охоту. Интересно предание о «письме» , которое послали скифы в ответ на требование персидского царя Дария покориться . Были посланы мышь , лягушка, птица и пять стрел , что означало : «Если персы зароются в землю , или спрячутся в воду , или взлетят в небо , то стрелы скифов всё равно их найдут».

Постепенно стали отбирать небольшие , удобные для передачи и комбинирования предметы. Так, перуанцы использовали шнуры разных цветов с узлами разных типов , которые навязывались на палочку. Такое письмо называется к и п у. Цвет, форма узлов, порядок их расположения были строго обусловлены , имели определенное условное значение. Не зная отдельных элементов такого письма, его нельзя было прочитать.


Письмо перуанцев. Образец письма кипу.


У ирокезов вместо шнуров применялись набор раковин. Возможности такого письма были весьма ограниченны, поэтому дальнейшее развитие письма пошло иным путём. Более удобными оказались системы знаков, которые наносились на тот или иной материал. Такое письмо называется нач е р т а т е л ь н ы м.

Для начертательного письма мог быть использован различный материал: каменные и глиняные таблички (шумеры ,древние персы), восковые дощечки (греки , римляне),папирус (египтяне), пергамент (разные народы ), береста (славяне) и т.п. Бумага появилась у китайцев около двух тысяч лет назад , в Европу она попала в VIII в. н. э., но получила широкое распространение позднее.

От характера материала , на котором писали, зависел выбор орудия письма. На каменных плитках надписи вырубали ; на восковых дощечках выскребали специальной палочкой , называемой стило ;на шёлке, пергаменте, бумаге писали кисточкой (китайцы) или гусиным пером (славяне и другие народы).

Материалы и орудие письма сказывались на начертании знаков, которые были резкими, угловатыми на камнях, округлыми, мягкими , разнообразными по форме на пергаменте, шелке .бумаге.

По внешнему виду различают округлое и угловатое письмо (такова, например, ассиро-вавилонская клинопись ),



Ассиро-вавилонская клинопись.





Ассиро-вавилонская клинопись.






горизонтальное (у большинства народов ) и вертикальное, когда знаки в строке располагаются сверху вниз (у народов юго-востока Азии), надстрочное и подстрочное (например, индийское письмо , в котором знаки располагаются вниз от строки ).






Индийское подстрочное письмо (деванагари)



Есть и более частные различия , например , в европейских системах письма знаки располагаются слева направо , а в арабском наоборот , т.е. справа налево.

Значительно важнее различия, связанные с тем, ч т о передаётся на письме и к а к передаётся. Мы привыкли к положению, характерному для европейских языков, когда на письме передаются фонемы и, как правило, каждой фонеме соответствует свой определенный знак. Случаи, когда две фонемы передаются одним знаком (типа русских букв я, ю, ё, е, которые могут в определенных условиях передавать две фонему j+а, j+у, j+э) или когда одна фонема передается несколькими знаками (типа th для межзубного согласного (о) в английском или sch для глухого щелевого шипящего (J) и tsch глухой аффрикаты (tJ) в немецком), сравнительно редки. Правила соотношения фонем и графем (букв) строго регламентированы. Но не во всех языках так.

Системы знаков письма могут быть ориентированы на передачу не только фонем, но и слогов, морфем, слов и даже фраз. Способ передачи может опираться на значение единиц или на их звуковое оформление; при передаче сообщений могли использоваться рисунки, знаки-символы , передающие определённые понятия, знаки-буквы, передающие фонемы. В использовании этих знаков человеком была определённая последовательность: раньше всего начали использовать рисунки , позднее –другие типы знаков. В зависимости от характера знаков , используемых для письма : п и к т о г р а ф и ч е с к о е письмо, и д е о г р а ф и ч е с к о е письмо и фонет и ч е с к о е письмо. В последнем различают слоговое и фонемное (буквенное) письмо. Такое деление условно ,так как в ряде случаев наблюдаются смешанные , переходные типы письма , но всё же даёт общее представление о последовательности этапов развития письма , его основных типах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!