«Три группы ценностей В. Франкла, необходимых для поиска смысла жизни: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Конкретизация каждой из этих групп применительно к смыслу профессиональной педагогической деятельности»
Виктор Эмиль Франкл (26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии (буквально: исцеление смыслом) — направления в экзистенциальной психологии и психотерапии и как основатель третьей венской школы (после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера).
В. Франкл выделил три группы ценностей, необходимых для поиска смысла жизни: ценности творчества (труд), ценности переживания (любовь), ценности отношения. Ниже представлена конкретизация каждой из этих групп применительно к смыслу профессиональной педагогической деятельности.
Ценности творчества.
Важным аспектом преподавательской деятельности является творческий труд. Благодаря реализации этой ценности, педагог приобретает смысл и ценность, а именно труд, как свой вклад в жизнь общества. Педагог находит себя, благодаря тому, что именно он даёт детям в своих творениях и каким образом преподносит им учебный материал. Творческий подход в работе учителя очень важен, он просто необходим. Это помогает мотивировать учеников к изучению предмета, учебный процесс становится интересным и занимательным. Учителю важно, чтобы дети понимали материал. Креативный подход делает взаимоотношения педагога с классом насыщеннее, познавательнее и увлекательнее. Учитель всегда находится в поиске оригинальных форм, которые смогли бы обеспечить условия для более эффективной работы класса; применяет различные педагогические технологии и приёмы, разрабатывает дидактический материал, использует инновационные методы, разнообразные приёмы работы. Творческий подход помогает в учебном процессе, повышает результаты работы. Современные уроки направлены на развитие компетенций учеников, предусматривают включение педагогов в творческий процесс. Учитель – творческая личность. Он всегда работает над собой и созданием нового, усовершенствованием известного. Педагогический труд не бывает не творческим.
«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания». Фёдор Иванович Янкович де Мириево (Сербский и российский педагог)
Ценности переживания.
Ценности переживания в работе педагога являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Любовь к детям стимулирует к преподавательской деятельности. Учитель искренне волнуется за каждого ученика, за целый класс. Учитель – вторая мама, а мама всегда думает о каждом своём ребёнке, радуется его успехам и переживает за его неудачи, хочет помочь и поддержать. Каждый ученик неповторим, уникален. Учитель стремится познать внутренний мир своего ученика. Любовь к детям, к своему делу – главные составляющие профессии педагога. Любить – значить понимать ребёнка, помогать преодолевать все препятствия, вселять в ребёнка уверенность. Учитель хочет помочь каждому не только освоить науки, но и вырасти хорошим, сильным, добрым, разумным человеком.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Василий Осипович Ключевский (Русский историк, академик)
Ценности отношения.
В жизни бывают обстоятельства, которые учитель не в силах исправить. Но можно занять осознанную позицию по отношению к ним, найти ценный смысл. Очень важно педагогу, даже при различных проблемах понимать свою миссию чётко, не отступать перед сложными ситуациями. Важным является отношение педагога к самому себе, как к профессионалу и личности. Ценности отношений имеют большое значение в общении учителя с классом и с каждым учеником отдельно. Важно внимание и поддержка педагога, когда ребёнок находится в стрессовой ситуации (например, развод родителей; ребёнок только пришёл в новый коллектив; болезнь ребёнка) Важна поддержка педагога в учебных неудачах: моральная поддержка, укрепление веры в своих силах, в своих знаниях. Ценностное отношение к педагогической деятельности задаёт способ взаимоотношений педагога и ученика.
«Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика». Шарлотта Бронте (Английская поэтесса и романистка)
Если учитель имеет только Любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только Любовь к ученику,
как отец, мать, он будет лучше того учителя,
который прочёл все книги, но не имеет любви
ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе
Любовь к делу и ученикам,
он – совершенный Учитель.
Лев Николаевич Толстой