СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему «Волонтерская деятельность как фактор и ресурс личностно-профессионального развития студентов колледжа»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши волонтеры- это в основном студенты колледжа по специальности "Социальная работа", мы готовим их не только к будущей профессии, но и к жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Волонтерская деятельность как фактор и ресурс личностно-профессионального развития студентов колледжа»»


ЧУ Западно-Казахстанский академический колледж «АТиСО»

Руководитель волонтерского отряда «Самғау», преподаватель специальных дисциплин, педагог-психолог высшей категории

Шналиева М.У.


«Волонтерская деятельность
как фактор и ресурс
личностно-профессионального развития студентов колледжа»


В каждом обществе есть люди, для которых труд на благо других людей является важным способом связи и общения с миром и самим собой, средством самореализации и самосовершенствования. Одним из таких способов реальной помощи и социального служения выступает волонтерство.

Согласно закону Республики Казахстан «О волонтерской деятельности», волонтер - физическое лицо, осуществляющее волонтерскую деятельность; волонтерская деятельность - добровольная социально направленная, выполняемая по свободному волеизъявлению общественно полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе в интересах физических и (или) юридических лиц. Волонтерская деятельность направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим. Поэтому в научной литературе и в практике социально-педагогической работы часто используются эти два понятия: волонтерская и добровольческая деятельность. Более того, понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества.

Мы в своей работе используем понятие волонтерская деятельность, подразумевая при этом практическую деятельность студентов-волонтеров, направленную на помощь и организацию взаимопомощи тем людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это, конечно, пожилые люди, инвалиды разного возраста и пола. Другими словами, в трудной жизненной ситуации может оказаться любой человек, поэтому важно, чтобы наряду с профессиональной подготовкой специалистов «Социальная работа», призванных по долгу службы помогать людям, развивалось и волонтёрство как способ социального служения человека независимо от своей профессии. В то же время мы считаем, что организуя профессиональную подготовку специалистов, так называемых помогающих профессий -  социальных работников - необходимо создавать условия для формирования их социальной зрелости и проявления социальной активности. От ответственных профессиональных решений этих специалистов часто зависят жизнь и здоровье человека, находящегося в трудной жизненной ситуации. А эффективная, неформальная, действенная профессиональная помощь в области социальной защиты может быть оказана только социально зрелым специалистом. Приобрести опыт такой деятельности студентам может помочь участие в волонтерском движении. Участвуя в волонтерской деятельности, молодые люди приобретают ряд практических навыков, необходимых им и в повседневной жизни. К их числу относятся: умение слышать и слушать; умение вести за собой; умение расположить к себе собеседника; умение принимать решения; опыт работы с группой, знание основ психологии; организаторские и лидерские способности.

Анализ волонтерской практики показал, что организация и участие в волонтерской деятельности способствует развитию у учащихся таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Наблюдается динамика в развитии творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается их потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Основным новообразованием, свидетельствующем о личностном развитии будущих специалистов, выступает их социальная зрелость. И если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на общении в группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более социальными, направленными на других, даже незнакомых людей.

Таким образом, волонтёрство понимается нами как социальный феномен, реализуемый в гуманистически ориентированном обществе. Волонтёрство выступает как возможность социального служения, оказания добровольной и бескорыстной помощи различным категориям детей и взрослых. Мотивы волонтерской деятельности определяются социальными и духовными потребностями человека и не связаны, как правило, с удовлетворением материальных потребностей. В волонтерской деятельности человека человек становится и развивается как личность. В волонтерской деятельности у человека формируются представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. В волонтерскую работу, как правило, включаются люди уже имеющие необходимый и достаточно высокий уровень социального, духовного и нравственного развития. Вместе с тем волонтерская работа может выступать как фактор формирования социально значимых личностных свойств студентов - будущих специалистов, от профессиональной деятельности которых в будущем и настоящем зависит развитие общества.

Особенно важно иметь опыт участия и руководства волонтерскими проектами для специалистов социально сферы. Их профессиональная подготовка осуществляется в колледже по направлению «Социальная работа». Стандарт определяет перечень профессиональных задач, к решению которых должен быть подготовлен выпускник. К их числу относятся проектирование и реализация программ профилактики и коррекции, программ и проектов сопровождения образования детей, программ и проектов консультативной, информационно-методической помощи, а также руководство проектной деятельностью обучающихся. Другими словами, для выпускников по специальности «Социальная работа» способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности, развитии социальных инициатив, социальных проектов выступает в качестве основной профессиональной компетентности формируемой в процессе подготовки студентов в колледже.

В Западно-Казахстанском академическом колледже «АТиСО» в 2014 году был создан волонтерский отряд «Самғау» из числа студентов специальности «Социальная работа». Волонтерский отряд «САМҒАУ» - это добровольное объединение учащихся, изъявивших бескорыстно выполнять работу, оказывать помощь и поддержку различным социальным категориям населения, в организации и проведении образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности. Волонтерский отряд выполняет следующие задачи:

- популяризация идей добровольчества в молодежной среде;

- участие в проектах молодежных инициатив;

-содействие всестороннему развитию обучающихся, формированию у них активной жизненной позиции;

-расширение сферы вне учебной деятельности и внеурочной занятости обучающихся;

- обеспечение возможности получения учащимися колледжа необходимых компетенций (социально-трудовая, ценностно-смысловая, коммуникативная, общекультурная, личностного самосовершенствования) в процессе организации и проведения различных мероприятий (исследования, конкурсы, социальные акции и проекты, конференции и т.д);

- вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др;

-получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере, расширение кругозора учащихся, применения теоретических знаний на практике;

-оказание помощи в организации и проведении массовых, общеколледжных мероприятиях.

Волонтерское движение- это объединение и консолидация усилий волонтерских сообществ, укрепление связей, создание площадки для обмена опытом. Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения учащихся, развивает умения и навыки, удовлетворяет потребность в общении и самоуважении, учащиеся самое главное осознают свою нужность и значимость, развивают в себе важные личностные качества, открывают в себе новые способности.

Мы считаем, что участие учащихся в волонтерском движении в колледже влияет на формирование их активной жизненной позиции, ведение здорового образа жизни, содействие личностному, интеллектуальному, творческому, социальному, развитию популяризации и пропаганды оздоровительного досуга и активного отдыха, а также интеграции полученных профессиональных знаний и навыков в практическую деятельность через участие в различных конкурсах и мероприятиях .

За пять лет работы волонтерского отряда более 200 волонтеров, многочисленные акции, трудовые десанты, шефская помощь, различные творческие проекты и т.д.

  С 2019 года наш волонтерский отряд успешно и плодотворно сотрудничает с ОЮЛ Национальной волонтерской сетью г.Нур-Султан (исполнительный директор Т.Миронюк), Центром поддержки волонтёров в ЗКО на базе ЧФ «Фонд содействия научным исследованиям» (руководитель Курумбаев А.Ш). Совместно с ними наш волонтерский отряд достиг очень больших результатов в своей работе, провел республиканские акции «Спаси жизнь-донорство», «Единый день безопасности», «Зоо-забота», «Делись теплом», «Чистая планета» в рамках концепции «Дни единых действий», принимаем активное участие в реализации республиканского проекта «Жеңіс» по оказанию помощи ветеранам и труженикам тыла, провели акцию «Доброе сердце» в рамках республиканского проекта «Ашық жүрек», презентацию «Мой Самғау- я волонтер» в рамках реализации проекта «Студенческая инициатива» , приняли участие в республиканском челлендже «Мой вклад» (координатор Садвакасова Нурия).

Наши волонтеры Мұқсинова М, Нұржан Ж, Жұбанышева Қ благодаря Центру поддержки волонтеров в ЗКО приняли участие в республиканском форуме волонтеров, который проходил 11-12 декабря 2019 г в г.Нур-Султан. Руководитель волонтерского отряда Шналиева М.У является победителем республиканского конкурса «Лучший волонтер-2019» в номинации «Корпоративное волонтерство» награждена сертификатом ІІІ степени. Наши волонтеры награждены благодарственными письмами от ОО «АРБА», КФ «Альянс студентов Уральска», Центра поддержки волонтерства, молодежного ресурсного центра по работе с молодежью города и т.д. Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что проведенная работа позволила повысить собственные профессиональные возможности, а также качество проводимой волонтерской деятельности, определить основные пути для реализации в дальнейшем.

Учащиеся специальности «Социальная работа» благодаря сотрудничеству нашего колледжа с Центром поддержки волонтеров в ЗКО прошли на базе данного учреждения производственную практику, где приобрели большой практический багаж знаний, умений и навыков в волонтерской деятельности.

Наши Волонтеры- это в основном студенты колледжа по специальности «Социальная работа», мы готовим их не только к будущей профессии, но и к жизни… По слаженной традиции, из уст в уста, все студенты этой специальности переступая порог колледжа в первый же день начинают искать наш отряд и в этот момент я чувствую гордость за своё детище под названием «Самғау», за своих ребят, которые до сих пор несмотря на то, что они уже окончили колледж- всегда рядом. Спасибо им за это!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!