СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Выбор темы - первый этап для начинающего исследователя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятость проведением исследовательской работы обеспечивает развитие личности школьника с разных сторон, раскрывает имеющиеся в нем таланты, развивает навыки исследования и формирует круг научных интересов.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Выбор темы - первый этап для начинающего исследователя"»

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Выбор темы - первый этап для начинающего исследователя

Автор: Колдакова Ирина Владимировна,

учитель химии и биологии МОУ «СОШ №9» г. Печоры

Одним из подходов к решению проблемы формирования и развития творческих способностей учащихся является исследовательское обучение.

Концепция исследовательского обучения была разработана в трудах американского философа и педагога Джона Дьюи. По его утверждению, чужие слова и книги могут дать знания, но воспитывают не они, а опыт. Он пишет о том, что призвание школы – не изымать молодежь из окружающей среды и заставлять изучать сведения о том, как познавали мир другие люди; школа должна давать возможность для проявления стремлений к освоению мира, для интеллектуальной инициативы ребенка. Он считал, что в процессе обучения надо исходить из четырех основных детских инстинктов: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта и социального инстинкта. На основе этих инстинктов развиваются интересы ребенка; используя их, школа может превратить обучение в продуктивный и увлекательный процесс. Для этого обучение должно быть организовано так, чтобы учащийся оказывался в позиции исследователя.

Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной деятельности учащихся путем вовлечения их в поисковую работу творческого характера. [1]

Исследовательская работа учащихся организуется со следующими целями:

  1. закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания по школьному курсу;

  2. овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации;

  3. выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

  4. выработать умение в подготовке публичных выступлений на различного рода конференциях. [2]

Начало любого исследования – это выбор темы работы. Выбор темы исследовательской работы является порою весьма трудным этапом для начинающего исследователя.

К выбору темы исследования нужно подходить исходя из следующих критериев:

Первый критерий – это критерий заинтересованности ученика. Ученику должно нравиться заниматься вопросами исследовательской работы. Личная заинтересованность школьника будет хорошим стимулом в трудные минуты работы над темой.

Второй критерий – это учет характера ученика. При выборе темы необходимо учитывать свойства личности ученика. Имеются ввиду следующие свойства: склонность к размышлениям – такому ученику лучше посоветовать теоретическую тему; склонность делать что-то своими руками – посоветовать экспериментальную тему; склонность вести расчеты – выбрать тему, в которой важны вычисления; любовь к природе – изучать окружающую среду.

Третий критерий – критерий обучающего эффекта. Исследование должно соответствовать поставленной цели всей этой работы, а именно: формирование умений и навыков исследователя у школьников. Этот критерий можно сформулировать так: тема должна быть такой, чтобы ученик при ее исследовании был вынужден поработать с напряжением на всех основных этапах: формулировка цели, поиск и анализ информации, разработка гипотезы, применение методики исследования, проведение анализа и синтеза, использование индукции и дедукции, аналогий и обобщения; работа над содержанием и структурой отчета.

Четвертый критерий – это критерий возможности выполнения темы на должном учебно-научном уровне. В целях удовлетворения требованиям этого критерия должна быть проведена предварительная подготовительная работа – проверка наличия приборов и оборудования, поиск методики проведения эксперимента.

Выбрать тему учащемуся несложно, если он точно знаешь, что его интересует в данный момент, но чаще ребенка интересует много вещей и все хочется узнать, тогда его интерес необходимо скоординировать и напомнить:

1. Если взяться сразу за несколько разных аспектов изучения, то очень сложно будет их завершить и выполнить качественно. Надо выбрать какой-нибудь один свой интерес.

По теме должны быть доступны литература, периодическая печать или архивы, т. е. должна быть так называемая базовая информация.

2. Сформулировать название исследования, помня, что в теме должна быть какая-то загадка-проблема.

Ход решения задачи не должен быть очевиден, так как речь идет о добывании нового знания.

3. Подумать, интересна ли эта тема для других ребят, ведь ребенок будет делиться с ними исследовательскими успехами.

Тема должна быть значимой для современности и связана с жизнью школьников: отражать их современную или будущую жизнь. Она должна захватывать или быт, или экономику, политику, социальную сферу, духовно-нравственную сферу, здоровый образ жизни. [3]

Занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися уже несколько лет, я наблюдаю, что «правильный» выбор темы работы, вызывает интерес не только у учащихся, которые занимаются исследованием, но и у ребят, которые вовлекаются по ходу выполнения работы. Например, в анкетирование или входят в экспериментальную группу, а также у ребят, которые наблюдают ход эксперимента, проводимого в школьных условиях. Этот интерес «наблюдателя» в последствие перерастает в исследовательский интерес, и учащиеся начинают собственную исследовательскую деятельность.

Хочу привести несколько примеров исследовательских работ из личного опыта:

1. «Зеркальное чудо природы» - в работе участвовало 3 пары близнецов – учащихся нашей школы: сравнивали их антропометрические данные, успеваемость и интересы; у родителей выясняли особенности воспитания близнецов в семье; изучали общественное мнение о близнецах – проводили анкетирование одноклассников и друзей.

2. «Влияние среды на продолжительность жизни срезанных цветов» - в данной работе выяснили, где дольше сохраниться «свежесть» букета: в водопроводной воде, в кипяченой воде, в воде с таблеткой аспирина, в воде с сахаром, в гидрогелевом субстрате, в растворе специального средства. Работа проходила в два этапа с покупными цветами и выращенными цветами.

3. «Компьютер и здоровье школьника» - в ходе проведения работы изучили прямое влияние компьютера на физическое здоровье и психическое состояние школьника путем анкетирования большого количества учащихся, а также родителей; оформили рекомендации по снижению уровня негативного воздействия компьютера на здоровье школьника; результаты и рекомендации донесли до участников эксперимента.

4. «Влияние домашних животных на эмоциональное состояние человека» - в ходе работы проведено анкетирование учащихся о домашних питомцах, была работа с психологом, организована фотовыставка, проведена акция в помощь приюту для животных.

5. «Влияние курения на активность пищеварительных ферментов» - цель работы выяснить влияние никотина и других токсичных компонентов табачного дыма на ферменты слюны. Для достижения цели из учащихся школы создали две экспериментальные группы – из некурящих и курящих подростков, которые сдавали слюну для дальнейшего исследования. Полученные результаты очень интересовали учащихся: и тех, которые участвовали, и их друзей и одноклассников.


В качестве приложения предложу презентацию с фотоотчетом о проделанных работах.


В заключении, хочется поддержать концепцию исследовательского обучения, несомненно, оно открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности, да и развития самого педагога.


Используемые источники информации:

1. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10060 (дата обращения: 24.11.2018)

2. https://studopedia.ru/14_79879_ispolzovanie-zakonov-mehaniki-v-tehnike.html

3. Это документ с сайта shkola12-n.ucoz.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!