СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАЗДЕЛЕ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ» НА УРОКЕ В 3 КЛАССЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА – В. В. ДАВЫДОВА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывается специфика оценки образовательных результатов посредством интеллектуальной математической игры. В тексте статьи трактуется содержание понятия «интеллектуальная игра» в разделе математики «Работа с информацией», описывается содержание возможных действий, приводятся примеры заданий интеллектуальной игры для обучающихся 3 класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАЗДЕЛЕ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ» НА УРОКЕ В 3 КЛАССЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА – В. В. ДАВЫДОВА"»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ В РАЗДЕЛЕ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ» НА УРОКЕ В 3 КЛАССЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Д. Б. ЭЛЬКОНИНА – В. В. ДАВЫДОВА


Пирогова Надежда Николаевна, студентка 3 курса

КГБПОУ КПК №1 им. М. Горького

Научный руководитель: Вахромеева Татьяна Анатольевна


Аннотация: в данной статье раскрывается специфика оценки образовательных результатов посредством интеллектуальной математической игры. В тексте статьи трактуется содержание понятия «интеллектуальная игра» в разделе математики «Работа с информацией», описывается содержание возможных действий, приводятся примеры заданий интеллектуальной игры для обучающихся 3 класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Ключевые слова: интеллектуальная игра, математическая игра, оценивание, образовательные результаты 3 класса, развивающее обучение Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.


В настоящее время в образовании происходят изменения. В связи с выходом обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) происходит модификация в содержании обучения. При сравнении обновленного ФГОС НОО с ФГОС НОО 2009 года можно выделить различия в требованиях к предметным результатам по математике, которые относятся к разделу «Математическая информацией».

При анализе предметных результатов мы наблюдаем, что в содержание не входят графики, круговые диаграммы. Объектом изучения являются простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы.

Метапредметные результаты в обновленном ФГОС НОО в группе познавательных УУД появился такой раздел как «Работа с информацией», которая включает в себя такие умения, как:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [1, c. 18].

Работа с информацией входит как в предметные результаты, так и в метапредметные.

Исходя из анализа, перед учителем стоит не только задача формирования обновленных образовательных результатов, но и необходимость оценивания уровня сформированности.

Оценка образовательных результатов является важным аспектом в процессе образования. По результатам оценивания формулируется вывод о качестве обучения, об уровне усвоения обучающимися предметных и метапредметных результатов. Большинство обучающихся испытывают стресс и волнение перед предстоящей контрольной, самостоятельной или проверочной работой, именно поэтому в большинстве случает результаты оценивания являются необъективными, что является проблемой. Перед учителем стоит задача: организовать процесс оценивания таким образом, чтобы результаты мониторинга показывали реальную ситуацию. Такие изменение в содержании требований создают ситуацию, в которой учитель не может воспользоваться методическим пособием и взять готовый материал для использования в своей деятельности, что доказывает актуальность данной работы для учителей.

На сегодняшний день существует множество способов оценивания. По нашему мнению, одним из таких способов может являться интеллектуальная игра. Игровая форма является специфичной для детского возраста, именно поэтому игра будет являться оптимальной формой организации процесса оценивания. Из определений мы ссылаемся на мнение М. Б. Богус «интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования» [3, с. 4]. Основными принципами интеллектуальной игры являются чётко выстроенные правила (критерии), соревновательный компонент и ограничение во времени. Содержание заданий должно быть связано непосредственно с умением, на формирование которого направленно оценивание.

Приведем примеры заданий для интеллектуальной математической игры для обучающихся 3 класса в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Разработка собственной интеллектуальной игры обосновывается написанием выпускной квалификационной работы по заказу школы МБОУ Прогимназия № 131. Данная работа является актуальной, так как готовых разработок нет в доступном формате.

Так как в данной статье приведены примеры заданий для учеников 3 класса в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, то данные задания направлены на оценивание предметных результатов, которые описаны в авторской программе по математике В. В. Давыдова, С. Ф. Горбова. Предметный результат из авторской программы В. В. Давыдова, С. Ф. Горбова, который связан с разделом «Работа с информацией» предполагает то, что обучающиеся должны овладеть умением «представлять результаты сравнения величин на столбчатых диаграммах» [2, с. 210]. Таким образом, в содержании заданий должны быть либо готовые столбчатые диаграммы, либо текст с данными, из которого необходимо получить и зафиксировать в виде столбчатой диаграммы результат сравнения величин.

Исходя из того, что задания строятся на содержания курса математики, необходимо в условии обеспечить ситуацию, в которой обучающемуся необходимо будет произвести математические действия, а именно «арифметические действия» и «действие сравнения».

Каждое задание имеет разбалловку. Необходимо определить, в какое количество баллов будет оцениваться задание, исходя из уровня сложности. После окончания разработки игры необходимо определить количество баллов, которое будет соответствовать трем уровням сформированности запланированных результатов, на основе чего будет строиться процесс оценивания.

Любая игра должна содержать определенный сюжет. Для примеров заданий нами был выбран сюжет. Название интеллектуальной математической игры можно представить как «Юные аналитики». Сюжет примеров заданий в данной статье связан с экологией в Красноярском крае. Первым примером будет являться задание, связанное с анализом текста и переводом данных из него в столбчатую диаграмму:

(в задании необходимо привести ситуацию по глобальную проблему потепления, дать ссылку или же текст с сайта для анализа. Так как это игра необходимо в инструкции обозначить ограничение времени и варианты ответов. Или же можно вырезать полоски из цветной бумаги, чтоб обучающиеся выбрали шаг и приклеили столбцы диаграммы или же распечатать варианты диаграмм, чтобы обучающиеся поднимали листы. В конце обучющиеся должны ответить на вопрос: действительно ли в Красноярске тоже наблюдается ситуация глобального потепления?)

Задание 1. Вам пришло письмо от организации, которая занимается охраной окружающей среды в Красноярском крае. В письме указанны данные о максимальной дневной температуре воздуха в градусах Цельсия ( С) в июне в 2020, 2021 , 2022 годах. В 2020 году в июне максимальная температура составила 29 С, в 2021 году – 25 С, а в 2022 году – 26 С. Вам необходимо зафиксировать на столбчатой диаграмме данные о максимальной температуре в июне по годам.

Рис 1. Пример решения задания 1.

С помощью данного задания можно оценить уровень сформированности предметного результата:

  • представляют результаты сравнения величин на столбчатых диаграммах.

(В результатах необходимо указать метапредметные результаты, на которые направленно задание).

Данное задание оценивается в 1 балл, так как содержание не содержит дополнительных объектов для анализа и относится к базовому уровню сложности. Критерии: 1 балл – все данные верно перенесены на столбчатую диаграмму; 0,5 балла – расписать критерии. 0 баллов – допущена одна или более ошибок представлении результатов на столбчатой диаграмме.

Следующее задание содержит данные в таблице, которые так же необходимо зафиксировать на столбчатой диаграмме.

Задание 2. Красноярский край 9 лет участвует в экологической акции «Вода России». Люди собираются, чтобы провести субботники и очистить берег реки Енисей. В таблице приведены данные протяженности убранной прибрежной зоны в километрах. Сравни данные за 2022 год с данными за 2019 – 2021 года. Зафиксируй данные в столбчатой диаграмме.

Год

Протяженность убранной территории

2019

21 км

2020

20 км

2021

25 км

2022

31 км

Таблица 1. Пример таблицы к заданию 2.


Рис 2. Пример решения задания 2.(это может быть вариант неправильного ответа)


Данное задание так же, как и предыдущее направленно на один предметный результат (см. выше).(так же указать метапредметные результаты) Критерии оценивания здесь будут различны с первым заданием, так как данное задание относится к повышенному уровню сложности. В содержании задания находится несколько объектов анализа: текс и таблица. Поэтому данное задание оценивается по таким критериям: 2 балла – верно выполнено сравнение и правильно перенесены результаты на столбчатую диаграмму; 1 балл – верно выполнено сравнение, но допущена одна вычислительная ошибка; 0 баллов – верно выполнено сравнение, но допущено более одной вычислительной ошибки или неверно выполнено сравнение.

Исходя из представленных примеров заданий, необходимо иметь не только задания для оценивания, но и способы фиксации и обработки результатов всего класса и каждого ученика.

Для определения уровня сформированности предметных и метапредметных результатов каждого из учеников используются индивидуальные листы. Все данные и записи обучающихся фиксируются самостоятельно учениками в индивидуальных листах, которые обязательно подписываются для дальнейшей обработки результатов. В индивидуальных листах должны быть поля для записей по каждому заданию. При анализе индивидуальных листов сопоставляются ответы заданий игры с решениями обучающихся. На основе сопоставления ответов и решений обучающихся, происходит подсчет баллов по критериям, после чего составляется таблица Excel, обозначается показатель высокого, среднего и низкого уровней сформированности результата и формируется диаграмма, по которой можно сделать вывод о том, на каком качественном уровне сформирована компетенция.

Таким образом, данный способ подсчета, фиксации и анализа результатов интеллектуальной игры будет эффективным и показательным для учителя, следовательно, данный способ покажет уровень сформированности данного результата в классе и у каждого обучающегося.

Исходя из всего сказанного, по нашему мнению, интеллектуальная игра и примеры заданий в данной статье являются способом оценивания образовательных результатов по математике в разделе «Математическая информацией».

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: официальный сайт – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

  2. Горбов, С.Ф. Обучение математике. 3 класс: Пособие для учителя начальной школы / С. Ф. Горбов,Г. Г. Микулина. - электрон. текст. дан. (50,5 Мб) - 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

  3. Интеллектуальные игры в нравственном воспитании младших школьников: электронный ресурс // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-igry-v-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov/viewer





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!