СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "некоторые формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о методах и формах работы с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Статья "некоторые формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)»

Некоторые формы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться. (А. Бабель).

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Условно можно выделить три категории одарённых детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).


Работая с одаренными детьми- это не спонтанная работа, это система, которая в итоге дает хороший результат.

Рекомендуется работу с одаренными детьми начинать с начальной школы. Поэтому уже в четвертом классе я провожу внеурочные занятия по русскому языку. Они называются «Занимательный русский язык». Эта внеурочная работа позволяет увидеть детей-гуманитариев, определить, на каком уровне находятся их знания в области русского языка.


На таких занятиях использую следующие формы и приемы: групповые и коллективные формы работы. Лингвистические игры, лингвистические зарядки, кроссворды, творческие раскраски, лингвистические уравнения, фразеологическое лото, инсценировка и другие.

Остановимся подробнее на примерах:

  1. Поскольку среди олимпиадных заданий часто встречаются задания по фразеологии, большое внимание уделяю этому разделу . Одно из заданий «Фразеологическое лото» . Ученикам необходимо соединить фрагменты фразеологизмов. Рекомендуется работать в парах, чтобы вдвоем могли вспомнить как можно больше оборотов.


Стреляный

Взять быка

метать

На седьмом небе

Громы и молнии

И обчелся

языком

Бить

Часов не наблюдают

Через пень

Распускать

язык

Верста

вбить

За рога

коломенская

куры

быть

очертя

Раз-два

прикусить

клевать

воробей

Не клюют

В час

нюни

второе

По чайной ложке

баклуши

дыхание

чесать

счастливые

голову

В голову

носом

колоду



Кто-то из детей знает данные фразеологические обороты, а кто-то услышит впервые, таким образом пополнит свои знания.


  1. Среди олимпиадных заданий по русскому языку в 5-6 классах также встречаются задания, связанные с решением анаграмм, логогрифов. Например, расшифруйте слово, придумайте логогрифы к данному слову, убрав всего одну букву. КОЭБЭРЭАЭ (кобра-кора)

ГЭХРЭХОЭХЗЭХАЭХ (гроза-роза).


Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово.

Пример, аМам пилаук нигук.(Мама купила книгу). Насос (сосна), норма(роман).


  1. Хорошо развивают интеллект детей лингвистические уравнения. Например,

С+хвойный лес= ___________(сбор)

С+спрятанные ценности=_______(склад)

С + место стоянки судов =____________ (спорт)

С + сражение = ________(сбой)

С+дом для загородного отдыха =_________(сдача)

  1. Орфографический кругозор развивают орфографические раскраски.
























  1. В начальной школе физкультминутки необходимы. Лучше если они будут связаны с предметом. Лингвистические зарядки.


А-прыгаем, О-приседаем

Краситель Варенье Сторона Котенок Поляна Трава Доказательство Проверяемой Сломать Смотреть Проводить бросать кормить- сплотиться глотать заразиться

Вот некоторые методы и приемы по развитию детей в 4классе.

В 5-11 класс успех на олимпиадах зависит не только от учителя, но и от желания ребенка, от его умения также готовится и самостоятельно.

Ученики заводят тетрадь, где выполняют самостоятельно олимпиадные задания разного уровня, затем мы вместе разбираем сложные случаи.

Например, такие понятия как омофоны, омографы, омоформы. На уроках русского языка даю индивидуальные задания по этим понятиям.

Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над
ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
В.Лифшиц
О КАКОМ ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ ПОЙДЁТ РЕЧЬ?

Омофоны: луг и лук –
Одинаковый лишь звук;
Труд и трут, рот и род,
Туш и тушь, плот и плод –
Написание разнится –
Звук – один, различны лица!

Такие стишки использую на этапе «Лингвистическая разминка»

При подготовке детей к олимпиаде не обойтись без опережающего обучения.

рТак, например, в 6 классе изучали тему «Чередование гласных в корнях слов». В учебнике 6 класса под редакцией Ладыженской прописаны виды корней с чередующимися гласными, но не все, такие как -мак-, -мок; -твар-, -твор-; -стел-, -стил-; -зар-, -зор- и другие не прописаны, но я знакомлю учеников и с этими видами корней и включаю в практические задания слова с подобными видами корней.р

Например, в 7 классе при изучении темы «Наречие» даю дополнительный материал по всем видам наречий, правописанию наречий, прописываем информацию в словари, дети заучивают наизусть, также включаю в практические задания. К 10 классу дети знают правописание большого количества наречий.


На уроках литературы провожу терминологические пятиминутки, где детей прошу самостоятельно приготовить материал и рассказать остальным о каком-либо термине, приеме, средстве художественной выразительности. Шестиклассники рассказывали об антитезе при изучении стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»


Одаренных детей стараюсь привлекать к участию в различных конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе, которые помогают развивать способности детей.

Так, ежегодно ученики принимают участие во всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте, в прошлом году участвовали в областном конкурсе «Спасем жизнь вместе», где писали творческие работы, в конкурсе творческих работ по пожарной безопасности. Конечно, не всегда дети занимают призовые места, но получают большой опыт. Также ученики принимают участие в интернет- олимпиадах, решения которых требуют изучать и дополнительный материал

Конечно, только на уроках не получится полностью раскрыться одарённым детям, поэтому я максимально использую внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.

Таким образом, я считаю, что работа с одаренными детьми – это кропотливая работа, требующая от учителя творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!