СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Неоценимая роль родителей в проектной деятельности ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль родителей в проектной деятельности ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Статья "Неоценимая роль родителей в проектной деятельности ДОУ"»

Неоценимая роль родителей в проектной деятельности ДОУ.


Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.

Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности:

  1. Разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету,

перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском форм передачи своего отношения к предмету.

    1. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

    2. Имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он ищет адресата, к которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.

Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются


  • совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.

Д о 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

Алгоритм действий


1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение проблемы педагогом.

2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.

З-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату.

5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!»

Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже

обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников. Принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения, намеченного результата.


Алгоритм действий


1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

З-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования

Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов.

Темы проектов могут быть самими различными,

однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.

Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, находит много тем для организации проектов. Не произошло ли в саду или в местном сообществе какого-либо события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк? Если происходит какое-нибудь волнительное для детей событие, типа приезда цирка, дети могут выбрать его темой своего совместного проекта. Тему цирка можно разрабатывать в одной группе в течение месяца или даже дольше. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени, заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень этой заинтересованности определяется воспитателем.

Один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов связан с использованием, так называемой модели трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?

  • Что мы хотим узнать?

• Что нужно сделать, чтобы узнать?

Сначала воспитатель начинает общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом с ними их имена. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова записываются на большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причем записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы, на вопросы?»

Способы сбора информации могут быть различными: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий и многое другое.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой «Что мы узнали?».

Можно задать детям следующие вопросы:

  • Кто узнал что-то новое для себя?


  • Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?

  • Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

  • Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?


По результатам реализации проекта педагог может принять решения об улучшении и расширении таких проектов в будущем.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие, исследовательские и информационные - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов.


  • исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

 Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.


 Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта.


 Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.


 Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.

  • Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.


Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.

В творческой проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

  • Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.

  • Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.


  • Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по ходу высказываний отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.


  • Предложить детям зарисовать свои идеи и подумать, что необходимо для реализации этих идей.


  • Дети рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей идеи.


  • Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и

название.

  • Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.


  • Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный

продукт.

  • Осуществляется презентация продукта творческого проекта. Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать

ребёнку значимость его усилий для окружающих.


  • информационно - практико - ориентированной проектной деятельности.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее).


Этапы информационной проектной деятельности:  Выявление первоначальных знаний детей.


 Информация для родителей о предстоящей деятельности. Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.


 Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов для проведения экспериментальной деятельности.


 Оформление и защита проекта (совместно с родителями или самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.


  • театральной проектной деятельности

Что необходимо знать и уметь воспитателю при организации театральной деятельности?

  • Уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.


  • Эмоциональное отношение ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств, интонация голоса.


Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.

  • В форме непосредственной образовательной деятельности.


Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.

  • В форме игры.


    1. Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс. Содержание и разнообразие тематики.

    2. Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так

  • вовремя.

    1. Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.

 В форме педагогических ситуаций.

    1. «Погружение в сказку».

    2. Совместное чтение и анализ сказок.

    3. Проигрывание отрывков из сказки.

    4. Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом).


    1. Рисование.

    2. Словесные, настольные и подвижные игры.

Одним из факторов успешного планирования проектов и представления их детям является профессиональный опыт воспитателя. Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных, младенцев, времена года, автомашины, справедливость, любимые блюда, музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

Для того чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.

Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

Обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.

Существует такая разновидность проектов, как семейные. Например: «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные

традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Они обладают огромным развивающим потенциалом для детей. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.

  • конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка.

Список литературы:


1.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ 2009. - 72 с.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

3.Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

4.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

6.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. -

СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

7.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.

Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

8.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. – 2004

    1. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1.


  • С.42.Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!