СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "О философских страницах романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье уделяется внимание изучению  философских страниц романа И. С Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "О философских страницах романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

Философское осмысление творчества И.С. Тургенева на уроках литературы в старших классах.


Последние годы в методике преподавания произошли коренные изменения, связанные с внедрением новых педагогических технологий. Появились новые методы и приёмы преподавания, новые термины, новые подходы к изучению многих предметов, в том числе к предметам гуманитарного цикла.

Но какие бы изменения ни происходили, одно останется неизменным – огромное желание видеть учеников людьми думающими, умеющими ценить и создавать прекрасное, людьми добрыми, справедливыми. В век повального увлечения компьютерами, смартфонами и прочими гаджетами именно литература заставляет задуматься о человеческой личности, о ценности человеческой мысли, о том, что человек может стать беззащитным перед своим же изобретением. Перед нами, учителями-словесниками, стоит, пожалуй, самая главная проблема – как привлечь внимание учеников к книге и не заставить читать, а пробудить желание самому почитать. Если небольшое по объёму произведение можно прочитать и в классе, то романы (а особенно писателей 19 века) пугают современных учеников.

Для меня очень важным остается вопрос о том, как начать первый урок по изучению творчества писателей 19 века. Ведь хочется не «пробежаться по страницам», а «дойти до самой сути». Поэтому уделяю время на беседу со старшеклассниками. В чём они видят смысл жизни? Что такое красота? Любовь? Каким бывает добро и зло? Ответы могут быть самыми неожиданными: циничными и откровенными, с юмором и вполне серьёзными. Но итог всегда один: все эти вопросы пытались решить писатели всех времен. Так ввожу понятие о философском мировосприятии, а литература – это «одна огромная книга жизни».

Знакомясь с творчеством того или иного писателя, один из уроков я называю «Философские страницы...». Мне важно видеть, умеют ли десятиклассники определить те проблемы, которые волнуют автора.

В творчестве И.С. Тургенева главной особенностью является философичность его произведений, поэтому, уже рассказывая о жизни писателя, внимание учащихся обращаю на тот факт, что Иван Сергеевич был превосходно осведомлён в учениях французских просветителей и утопистов, о чем свидетельствуют его замечания о Дидро, Сен-Симоне, Фурье, являлся свидетелем основания и развития философской мысли русской революционной демократии, начиная с Белинского и Герцена, увлекался Шопенгауэром, знал философию Б. Паскаля. Увлечение философией не было случайным. На протяжении литературной деятельности Тургенева интересовала мысль о бессилии человека перед законами природы. Эта мысль нашла отражение практически во всех его романах, некоторых рассказах, «Стихотворениях в прозе». Конечно, такие уроки целесообразно проводить в классах гуманитарных после детального изучения произведения.

При изучении романа «Отцы и дети» в школе, как правило, рассматривается только одна линия: столкновение представителей различных идеологий, рожденных новой и предшествующей эпохами. А вторая сторона, более глубокая, философская, анализируется вскользь. При таком подходе учащиеся воспринимают произведение как уже устаревшее, неинтересное. Мы же, наоборот, должны показать, что проблемы, поднятые писателем, будут существовать так долго, как будет существовать человечество. (Это вовсе не означает, что не надо говорить о социальной проблематике произведения, об исторических условиях, при которых был написан роман.)

Учащиеся могут вполне самостоятельно определить проблематику произведения, учитель должен подтолкнуть их к осознанию авторского понимания. Так учащиеся говорят о теме любви в произведении. Задача учителя проанализировать эпизоды, рассказывающие об отношении Базарова к Одинцовой, и показать, что герой Тургенева, человек, отрицающий всё, соприкоснувшись с вечными силами природы, начинает осознавать свою зависимость от них. Любовь он называл белибердой, сам же оказался в её власти. На Базарова Одинцова произвела огромное впечатление, но он отделывается грубой фразой: «На остальных баб не похожа». А когда Базаров с Аркадием посещают Анну Сергеевну, главный герой ловит себя на мысли: «Вот тебе раз! Бабы испугался!», при этом, как подчёркивает Тургенев, «… заговорил преувеличенно развязно».

Дальнейший анализ произведения показывает, то учащиеся легко улавливают авторскую мысль: любовь – это сила, против которой человек беззащитен. Что ещё изменилось в Базарове? Он вдруг начинает философствовать о месте человека во Вселенной, о ничтожестве человека перед вечностью. Если проследить то, как решается вопрос о смерти, то тут Тургенев последователен и верен себе: смерть подступает неожиданно (сходство с романом «Накануне»), тем самым Тургенев показывает ошибочность некоторых взглядов Базарова. Кроме того, ему крайне важно, чтобы герой сам это осознал. Так Базаров понимает, что отрицать вечное не имеет смысла: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Оказавшись лицом к лицу со смертью, он понимает, что беззащитен, осознает свое ничтожество: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный. а ещё топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь задача гиганта – как бы умереть прилично...»

Философскими в произведении являются пейзажные зарисовки, а также тема семьи, ведь в заглавие романа вынесена глубокая и неоднозначная мысль. Несмотря на смерть главного героя, роман нельзя считать пессиместичным.

В ходе урока учащимися делаются записи, иногда в виде схем, чаще как выводы по теме.

Я считаю, что такие уроки имеют целый ряд преимуществ:

1) произведение анализируется более глубоко, учащиеся обращают внимание на многочисленные художественные детали;

2) возникает интерес к слову;

3) произведения 19 века не воспринимаются как устаревшие, наоборот, многие видят превосходство классической литературы перед современной именно в раскрытии вечных тем;

4) развиваются коммуникативные умения и навыки;

5) учащиеся готовятся к восприятию философии 20 века.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!