СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ " для газеты (о проекте "Классная классика", об "Уголке читателя" и проекте "Граффити как реклама чтения")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ " для газеты (о проекте "Классная классика", об "Уголке читателя" и проекте "Граффити как реклама чтения")»

«КЛАССНАЯ КЛАССИКА»

от Ивановой Ольги Леонидовны.

(Проект, реализуемый в МАОУ СШ № 9)

Люди, которые читают книги,

всегда будут управлять теми,

кто смотрит телевизор

 Фелисите де Жанлис


Предлагаю начать разговор с вопроса: «В чем польза чтения?»

Многие из нас хотят сохранить молодость и продлить жизнь. Над этой же задачей веками «бьются» ученые. Но рецепт предотвращения старения организма «прописан» нам давным-давно! Только регулярное и вдумчивое чтение способствует качественному улучшению и продлению жизни. В чем польза чтения?

Вы забываете что-то важное? Чтение предупреждает развитие болезни Альцгеймера. Регулярная тренировка мозга чтением новой информации помогает поддерживать этот орган в постоянном тонусе. В результате этого образуются новые нейронные связи, улучшается нейропластичность.

Лучший способ развить фантазию и воображение – это чтение книг.

Регулярное чтение запускает и тренирует такие мыслительные процессы, как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Читающий человек самостоятельно режиссирует «полученный» из книги текст, который в его голове «конвертируется» в красочный живой кинофильм. Начитанный человек имеет развитые мыслительные способности, благодаря чему ты можешь поддерживать разговор на любую тему. Даже не зная ответ на какой-нибудь вопрос, эрудит сможет ответить на него благодаря ассоциативным связям и богатому словарному запасу, способности находить неординарные выходы из ситуаций.

Говоря о детях, нужно помнить, что чтение книг развивает навык усидчивости и длительной концентрации внимания на отдельном процессе. Дети и подростки, предпочитающие чтение книг гаджетам, защищены от многих психических расстройств и всегда будут иметь интеллектуальное преимущество над теми, кто сидит за компьютером. Чтение предупреждает «цифровое слабоумие».

Читая литературное произведение, детям автоматически приходится запоминать имена героев, события в хронологической последовательности, а также предсказывать развитие сюжетной линии. А это хорошо тренирует мозг, дает больше информации о культуре, быте и традициях нашей страны и других народов. Что способствует повышению уровня культуры и общей осведомленности.

Трудно и долго засыпаете? Вот вам рецепт! Чтение перед сном улучшает процесс работы мозговых центров, т.к. во время чтения активизируется выработка мелатонина – гормона, который улучшает качество сна и ночного отдыха в целом.

Испытываете стресс? Беспрерывное вдумчивое чтение бумажной книги на протяжении 20 минут снижает общий уровень стресса на 68%. В этом же проявляется и польза чтения книг для детей, окруженных множеством цифровых раздражителей.

Безграмотно пишете? Трудно выразить мысль словами? Читающий человек будет значительно реже делать ошибки в словах или строить несвязные словесные конструкции, а незнание какого-нибудь правила он сможет компенсировать за счет интуитивных параллелей. Постоянное насыщение мозга новыми вербальными конструкциями и частое закрепление информации поможет более точно и лаконично высказывать мысли, предложения и возражения. В речи интеллектуалов не встретишь бранных слов или сленга, эти люди владеют огромным словарным запасом, полностью удовлетворяющим их речевые потребности.

Трудно держать в уме номера телефонов, сложные имена и адреса? Часто читающие люди способны запоминать гораздо больше информации, чем те, кто не любит сидеть с книгой. Мозг, привыкший к постоянным интеллектуальным нагрузкам способен хранить в себе больше информации, в том числе и кратковременной.

О пользе чтения книг можно говорить бесконечно. Мы еще не упомянули, что чтение помогает бороться с вредными привычками, выходить из депрессивного состояния, развивает эмпатию, способствует финансовому росту, является генератором новых идей, развивает критическое мышление, делает нас умнее,…, а главное - доставляет огромное удовольствие и помогает отдохнуть!

А что дает человеку чтение классической литературы?

Литературные произведения классиков часто наполнены несколькими сюжетными линиями одновременно (Вспомние «Войну и мир» Л. Толстого). Во время чтения таких трудов мозг «подстраивается» под большой объем информации. Каждая новая «порция» прочитанного активизирует работу гиппокамфа – участка мозга, ответственного за запоминание. Так расширяется объем памяти. Вследствие этого мозг становится "жадным" к новой информации и требует постоянной подпитки.  

Регулярное чтение классики благоприятно сказывается на общем развитии личности в духовном и психологическом плане. Каждая книга – это концентрация опыта, удач, ошибок и результатов жизни автора, сжатая в один литературный труд. Чтение поэзии активизирует мозговые центры правого полушария, отвечающие за развитие креативности и творческого мышления. Частые интеллектуальные напряжения способствуют не только увеличению числа нейронных сетей, но и изменениям в размерах и структуре аксонов и нейронов.

Находясь в постоянном тонусе, мозг самостоятельно учится «отфильтровывать» ненужную информацию, которая поступает из окружающей среды.

Примечательно, что благоприятно влияет на мозг чтение именно бумажной литературы, а не электронных книг.


Проект «Классная классика», способствующий развитию у школьников и педагогов интереса к чтению, желание читать реализуется с 2023 года в МАУ СШ № 9. Организатором проекта является учитель русского языка и литературы Иванова Ольга Леонидовна.

Одним из необходимых условий успешной реализации проекта является консолидация усилий администрации школы, учителей и обучающихся в разрешении проблемы активизации читательской деятельности, продвижения книги и поддержки чтения.

Директор школы Ронкин Андрей Давыдович, поддержал инициативу Ольги Леонидовны и помог организовать в рекреации второго этажа пространство - «Уголок чтения», оборудованное удобными скамейками, книжными полками с книгами разных жанров, направлений, в том числе произведениями русской классики.

Расположившись в «Уголке чтения» на переменах или после уроков, школьники с удовольствием читают книги, потому что приятно побыть в комфортной обстановке, эмоционально отдохнуть. Многие берут книги домой, чтобы «дочитать», а потом возвращают на полки. Самое интересное то, что учителя с удовольствием берут книги «почитать», а потом приносят свои из домашней библиотеки, поэтому книжные полки постоянно пополняются. Нужно отметить, что никто не контролирует процесс чтения и пользования книгами, но ничего ни разу не было испорчено, а это лучший показатель уважения к книге и чтению.

Таким образом, благодаря Ольге Леонидовне, в нашей школе есть возможность получать удовольствие от чтения и испытывать радость от приобщения к художественным произведениям.

Оформление «Уголока чтения» постоянно расширяется и пополняется, потому что развивать любовь к книге и чтению, расширять кругозор подростков  через изучение познавательной, учебной и художественной литературы - главная цель учителя.

Остановимся на оформлении «Уголка чтения». На одной из стен – баннер, где читатели видят самых выдающихся русских писателей и поэтов, могут прочитать их мудрые высказывания. На другой стене очень стильная реклама культового романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Нужно остановиться на особом «дереве мудрости» с «котом ученым», очень похожим на «Лукоморье» А.С.Пушкина. Дерево это изменяет свой облик в зависимости от времени года и общественных событий.

На этой неделе проект Ольги Леонидовна поддержала ученица 9 «А» класса Галкина Ульяна. В рамках своего проекта «Граффити как реклама чтения» она совместно с учителем изобразительного искусства Корниловой Зухрой Рафинатовной оформила «СТЕНУ» в стиле «литературного» граффити. Идея «литературного» граффити мыслится так. Современная стена, покрытая штукатуркой, осыпается, Сквозь нее проступает «старинная» кирпичная стена, на которой появляются портреты писателей - классиков, выполненные в стиле граффити, которые сопровождаются надписями, характеризующими их творчество. Портрет писателя- это первое, с чего начинается изучение его творчества обучающимися с 1-11 класс, это то, что, несомненно, является культурным кодом нашей страны, т.к. именно литературная классика объединяет все поколения: детей, их родителей, бабушек и дедушек… Оформление современное, но ключевые произведения, их идеи, нравственные уроки остаются неизменными. Это и есть реклама «классной классики» для современных подростков.

Ольга Леонидовна рекомендовала Ульяне представить «литературное граффити» молодежным сообществам: «Молодежной думе», объединению «Центра творчества детей и молодежи», молодежному фестивалю «Генезис»

Нужно еще отметить, что Ольга Леонидовна – художник. Она создала ряд портретов русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Чехова, Маяковского, Есенина, которые украшают кабинеты и используются в мероприятиях проекта «Классная классика» на уроках, во внеклассной работе.

Ольга Леонидовна - начинающий писатель. Ею создан уже целый сборник рассказов: «Лапки», «Фуфа», «Картина», «Быть Человеком» и др. о взрослении человека, о мире глазами ребенка, о трудном выборе жизненного пути, о милосердии… Ученики и педагоги нашей школы имеют возможность прочитать эти рассказы в «Уголке читателя»

Таким образом, «Классная классика»- замечательный проект, который, несомненно, направлен на воспитание лучших нравственных качеств человека: уважение к культуре России, побуждение к знакомству с «золотым фондом» литературы. Он дает возможность найти «свою» книгу, убедиться в том, что ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО и ВЕСЕЛО!


10.02.24. Селиверстова В.В., учитель МАОУ СШ №9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!