«КЛАССНАЯ КЛАССИКА»
от Ивановой Ольги Леонидовны.
(Проект, реализуемый в МАОУ СШ № 9)
Люди, которые читают книги,
всегда будут управлять теми,
кто смотрит телевизор
Фелисите де Жанлис
Предлагаю начать разговор с вопроса: «В чем польза чтения?»
Многие из нас хотят сохранить молодость и продлить жизнь. Над этой же задачей веками «бьются» ученые. Но рецепт предотвращения старения организма «прописан» нам давным-давно! Только регулярное и вдумчивое чтение способствует качественному улучшению и продлению жизни. В чем польза чтения?
Вы забываете что-то важное? Чтение предупреждает развитие болезни Альцгеймера. Регулярная тренировка мозга чтением новой информации помогает поддерживать этот орган в постоянном тонусе. В результате этого образуются новые нейронные связи, улучшается нейропластичность.
Лучший способ развить фантазию и воображение – это чтение книг.
Регулярное чтение запускает и тренирует такие мыслительные процессы, как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Читающий человек самостоятельно режиссирует «полученный» из книги текст, который в его голове «конвертируется» в красочный живой кинофильм. Начитанный человек имеет развитые мыслительные способности, благодаря чему ты можешь поддерживать разговор на любую тему. Даже не зная ответ на какой-нибудь вопрос, эрудит сможет ответить на него благодаря ассоциативным связям и богатому словарному запасу, способности находить неординарные выходы из ситуаций.
Говоря о детях, нужно помнить, что чтение книг развивает навык усидчивости и длительной концентрации внимания на отдельном процессе. Дети и подростки, предпочитающие чтение книг гаджетам, защищены от многих психических расстройств и всегда будут иметь интеллектуальное преимущество над теми, кто сидит за компьютером. Чтение предупреждает «цифровое слабоумие».
Читая литературное произведение, детям автоматически приходится запоминать имена героев, события в хронологической последовательности, а также предсказывать развитие сюжетной линии. А это хорошо тренирует мозг, дает больше информации о культуре, быте и традициях нашей страны и других народов. Что способствует повышению уровня культуры и общей осведомленности.
Трудно и долго засыпаете? Вот вам рецепт! Чтение перед сном улучшает процесс работы мозговых центров, т.к. во время чтения активизируется выработка мелатонина – гормона, который улучшает качество сна и ночного отдыха в целом.
Испытываете стресс? Беспрерывное вдумчивое чтение бумажной книги на протяжении 20 минут снижает общий уровень стресса на 68%. В этом же проявляется и польза чтения книг для детей, окруженных множеством цифровых раздражителей.
Безграмотно пишете? Трудно выразить мысль словами? Читающий человек будет значительно реже делать ошибки в словах или строить несвязные словесные конструкции, а незнание какого-нибудь правила он сможет компенсировать за счет интуитивных параллелей. Постоянное насыщение мозга новыми вербальными конструкциями и частое закрепление информации поможет более точно и лаконично высказывать мысли, предложения и возражения. В речи интеллектуалов не встретишь бранных слов или сленга, эти люди владеют огромным словарным запасом, полностью удовлетворяющим их речевые потребности.
Трудно держать в уме номера телефонов, сложные имена и адреса? Часто читающие люди способны запоминать гораздо больше информации, чем те, кто не любит сидеть с книгой. Мозг, привыкший к постоянным интеллектуальным нагрузкам способен хранить в себе больше информации, в том числе и кратковременной.
О пользе чтения книг можно говорить бесконечно. Мы еще не упомянули, что чтение помогает бороться с вредными привычками, выходить из депрессивного состояния, развивает эмпатию, способствует финансовому росту, является генератором новых идей, развивает критическое мышление, делает нас умнее,…, а главное - доставляет огромное удовольствие и помогает отдохнуть!
А что дает человеку чтение классической литературы?
Литературные произведения классиков часто наполнены несколькими сюжетными линиями одновременно (Вспомние «Войну и мир» Л. Толстого). Во время чтения таких трудов мозг «подстраивается» под большой объем информации. Каждая новая «порция» прочитанного активизирует работу гиппокамфа – участка мозга, ответственного за запоминание. Так расширяется объем памяти. Вследствие этого мозг становится "жадным" к новой информации и требует постоянной подпитки.
Регулярное чтение классики благоприятно сказывается на общем развитии личности в духовном и психологическом плане. Каждая книга – это концентрация опыта, удач, ошибок и результатов жизни автора, сжатая в один литературный труд. Чтение поэзии активизирует мозговые центры правого полушария, отвечающие за развитие креативности и творческого мышления. Частые интеллектуальные напряжения способствуют не только увеличению числа нейронных сетей, но и изменениям в размерах и структуре аксонов и нейронов.
Находясь в постоянном тонусе, мозг самостоятельно учится «отфильтровывать» ненужную информацию, которая поступает из окружающей среды.
Примечательно, что благоприятно влияет на мозг чтение именно бумажной литературы, а не электронных книг.
Проект «Классная классика», способствующий развитию у школьников и педагогов интереса к чтению, желание читать реализуется с 2023 года в МАУ СШ № 9. Организатором проекта является учитель русского языка и литературы Иванова Ольга Леонидовна.
Одним из необходимых условий успешной реализации проекта является консолидация усилий администрации школы, учителей и обучающихся в разрешении проблемы активизации читательской деятельности, продвижения книги и поддержки чтения.
Директор школы Ронкин Андрей Давыдович, поддержал инициативу Ольги Леонидовны и помог организовать в рекреации второго этажа пространство - «Уголок чтения», оборудованное удобными скамейками, книжными полками с книгами разных жанров, направлений, в том числе произведениями русской классики.
Расположившись в «Уголке чтения» на переменах или после уроков, школьники с удовольствием читают книги, потому что приятно побыть в комфортной обстановке, эмоционально отдохнуть. Многие берут книги домой, чтобы «дочитать», а потом возвращают на полки. Самое интересное то, что учителя с удовольствием берут книги «почитать», а потом приносят свои из домашней библиотеки, поэтому книжные полки постоянно пополняются. Нужно отметить, что никто не контролирует процесс чтения и пользования книгами, но ничего ни разу не было испорчено, а это лучший показатель уважения к книге и чтению.
Таким образом, благодаря Ольге Леонидовне, в нашей школе есть возможность получать удовольствие от чтения и испытывать радость от приобщения к художественным произведениям.
Оформление «Уголока чтения» постоянно расширяется и пополняется, потому что развивать любовь к книге и чтению, расширять кругозор подростков через изучение познавательной, учебной и художественной литературы - главная цель учителя.
Остановимся на оформлении «Уголка чтения». На одной из стен – баннер, где читатели видят самых выдающихся русских писателей и поэтов, могут прочитать их мудрые высказывания. На другой стене очень стильная реклама культового романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Нужно остановиться на особом «дереве мудрости» с «котом ученым», очень похожим на «Лукоморье» А.С.Пушкина. Дерево это изменяет свой облик в зависимости от времени года и общественных событий.
На этой неделе проект Ольги Леонидовна поддержала ученица 9 «А» класса Галкина Ульяна. В рамках своего проекта «Граффити как реклама чтения» она совместно с учителем изобразительного искусства Корниловой Зухрой Рафинатовной оформила «СТЕНУ» в стиле «литературного» граффити. Идея «литературного» граффити мыслится так. Современная стена, покрытая штукатуркой, осыпается, Сквозь нее проступает «старинная» кирпичная стена, на которой появляются портреты писателей - классиков, выполненные в стиле граффити, которые сопровождаются надписями, характеризующими их творчество. Портрет писателя- это первое, с чего начинается изучение его творчества обучающимися с 1-11 класс, это то, что, несомненно, является культурным кодом нашей страны, т.к. именно литературная классика объединяет все поколения: детей, их родителей, бабушек и дедушек… Оформление современное, но ключевые произведения, их идеи, нравственные уроки остаются неизменными. Это и есть реклама «классной классики» для современных подростков.
Ольга Леонидовна рекомендовала Ульяне представить «литературное граффити» молодежным сообществам: «Молодежной думе», объединению «Центра творчества детей и молодежи», молодежному фестивалю «Генезис»
Нужно еще отметить, что Ольга Леонидовна – художник. Она создала ряд портретов русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Чехова, Маяковского, Есенина, которые украшают кабинеты и используются в мероприятиях проекта «Классная классика» на уроках, во внеклассной работе.
Ольга Леонидовна - начинающий писатель. Ею создан уже целый сборник рассказов: «Лапки», «Фуфа», «Картина», «Быть Человеком» и др. о взрослении человека, о мире глазами ребенка, о трудном выборе жизненного пути, о милосердии… Ученики и педагоги нашей школы имеют возможность прочитать эти рассказы в «Уголке читателя»
Таким образом, «Классная классика»- замечательный проект, который, несомненно, направлен на воспитание лучших нравственных качеств человека: уважение к культуре России, побуждение к знакомству с «золотым фондом» литературы. Он дает возможность найти «свою» книгу, убедиться в том, что ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО и ВЕСЕЛО!
10.02.24. Селиверстова В.В., учитель МАОУ СШ №9