СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о реализации системно-деятельностного подхода в процессе работы учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для своей работе я выбрала технологию системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Статья о реализации системно-деятельностного подхода в процессе работы учителя начальных классов»


СТАТЬЯ


Использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)


«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

Александр Пятигорский, русский философ



В своей работе активно использую современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов, проблемное обучение, ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии, проектные технологии).

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т.е. заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно – деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.

Технология системно-деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Каждый раз мы, учителя, составляя план очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:

А) как сформулировать цель урока и задачи, обеспечить их достижение;

Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;

В) какие методы и средства обучения выбрать;

Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками информации;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.



На организационном этапе урока настраиваю детей на хорошее рабочее настроение:

« Желаю вам хорошего настроения и успехов. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! Начинаем наш урок!»;

« Ребята, посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку и хорошее настроение!».

На этапе актуализации знаний происходит проверка домашнего задания: фронтальный опрос, проверочный тест. Взаимопроверка.

Пример:

Тест. Литературные сказки

1. Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П. Бажов                      3) С.Т. Аксаков

2) В.М. Гаршин                   4) В.Ф. Одоевский

2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1) Саша                               3) Миша

2) Петя                                4) Паша

3. Узнай произведение по ключевым словам.

Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.

1) «Сказка о жабе и розе»

2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке»

4) «Серебряное копытце»

4. Что роза считала самым лучшим происшествием? 

1) когда её срезали

2) когда она распустилась

3) когда её увидели

4) когда слезинка сестры упала на цветок

5. Что означает выражение покосные ложки?

1) деревянные ложки

2) широкие, пологие овраги, покрытые травой

3) широкие реки

4) широкие поля



На этапе целеполагания подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания.Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Это могут быть притчи, стихотворения, эпиграф и т. д.





На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу.



ПРИМЕР рифмованного упражнения

Правописание О, Е, Ё после шипящих



Буква О и буква Ё

Место требуют своё!

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба

Шорох, чопорный, трущоба.



На уроке чтения я пользовалась такими приёмами: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.


При проведении самостоятельной работы с самопроверкой применяю индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на освоениеизученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Следующий этап- применение новых знаний. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках ( кроссворды, творческие задания).

Окружающий мир тема « Границы России»

Пример задания: Дома вы подбирали информацию об этих странах и теперь, используя эти источники, найдите ответы на поставленные вопросы

Работа в группах

- У вас на столе лежат карточки с планом вашего рассказа.

1.  Название государства.

2. Где расположено?

3. Столица.

4. Рельеф и почва.

5. Климат.

6. Растительный и животный мир.

7. Занятость населения, их особенности, обычаи.

Самостоятельная работа.  Поиск информации.  

- Поработав с этими источниками, группы соберут необходимый материал об одной из стран.



Далее следует домашнее задание, которое состоит из двух уровней: первый – обязательный для всех ( параграф, вопросы после него, ТПО) и второй уровень - по выбору– это могут быть творческие задания, кроссворды, доклады, сообщения).

Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Примеры:

«Плюс — минус - интересно»

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / неактивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен



Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в преподавании истории.

Я свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Исходя из поставленных задач, своими идеями считаю:

1)творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

 -   развиваю творческую активность учащихся;

-   включаю учащихся в творческую деятельность;

-   развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность. Например, на уроках музыки ученики выполнили своими руками модели музыкальных инструментов, презентуя их


Я считаю, что правильное использование системно - деятельностного метода обучения на уроках истории позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!