СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "О воспитании интереса к урокам русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены виды заданий, способствующие развитию интереса к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Статья "О воспитании интереса к урокам русского языка"»







О воспитании интереса к урокам русского языка

Одна из основных причин того, что учащиеся иногда теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя не всегда ярко и убедительно показывают им его богатства, его способность выражать различные мысли и чувства, все « тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких», не всегда и не все делают для того, чтобы ученики дивились «драгоценности нашего языка» (Н.В.Гоголь).

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку? Всегда ли мы идем этими путями?

Одним из таких путей является живое, научно-популярное объяснение нового материала, когда неизвестные языковые факты преподносятся в форме интересного рассказа, который убеждает ребят в том, что изучаемые ими закономерности языка очень своеобразны, что овладеть ими – значит повысить культуру речи, понять еще одну тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче.

В тех случаях , когда материал уже немного знаком, его необходимо повернуть такой стороной, о которой дети и не подозревали. Например, при изучении категории рода существительных можно рассказать о том, что не во всех языках существительные имеют три рода, что есть языки , в которых два рода, есть языки, в которых существительные не распределяются по родам. Предложим ученикам «изобрести» слово. «Перевернем» существительное «лампа», получим «ампал». Просим определить род. Делаем вывод, что «в современном русском языке род больше всего определяется по окончаниям» ( В.В.Виноградов).

Еще одним путем воспитания интереса к изучению русского языка является использование на уроках заданий занимательного характера. Например, при обобщении изученного материала по теме « Причастие» используем задание «Суд». Учитель « выдвигает обвинение» в адрес причастия – служит двум господам – глаголу и прилагательному. А ученики – прокурор, адвокат, судья, свидетель – вспоминают признаки данной части речи. «Устроить суд» можно над любой орфограммой, пунктограммой, частью речи, например, над наречиями: зачем их изучать, они трудные, непонятные. За игровой формой стоит серьезный разговор об одной из самых сложных частей речи.

Часто используем на уроках задание «Бумеранг». Это разминка в форме вопроса и быстрого ответа. Таким образом можно проверить домашнее задание, подготовиться к письменной работе на уроке. Например: 1) К какому роду относится слово «обжора»? 2) Что обозначают слова : пропуски-пропуска, образа- образы? Детям очень нравится «Игра в слова». Форма используется на разных уроках. Ее преимущества очевидны. Играть можно и со словами, и с членами предложения, и с лингвистическими терминами. Например, игра «За кем последнее слово». Она вырабатывает способность образовывать слова и нахолить корень в родственных словах. Проводится по вариантам. Первый сидящий говорит слово, второй называет слово с этим же корнем и т.д. «Цепочка терминов». Один ученик называет лингвистический термин ( используются термины, относящиеся к конкретной теме или конкретному разделу науки о языке), другой продолжает, называя термин на конечную букву предыдущего слова.

«Грамматические задачи». Иногда целый урок отводится на решение таких задач. Но такие задания можно использовать в качестве языковой разминки и на этапе отработки нового материала. В рассказе А.П.Чехова «Жалобная книга» есть строки: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Почему фраза вызывает смех? Разберите по членам предложение: Явкими монокидами зриколуют тюкотные зрекомпасы. Такой тип задания можно использовать при объяснении любого грамматического задания.

Часто предлагаем учащимся поработать редакторами. Отредактировать текст. Это задание можно использовать при изучении тем «Имя числительное», «Местоимение», «Деепричастие». На доске текст с ошибками. Надо их устранить, провести редакторскую правку. Возможны задания на синонимические преобразования одних типов предложения в другие, придаточных в обособленный оборот, прямой речи в косвенную.

Наверное, не все возможные приемы были названы, однако любой учитель сможет «додумать» их в процессе работы. Таким образом сделать урок интересным.

Естественно, мы проследили не все пути, которые дают возможность систематически повышать и поддерживать интерес учащихся к урокам русского языка, творческую активность учеников и прочность их знаний. Эта задача всегда решается успешно, если язык на уроках русского языка «живой как жизнь».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!